Замысел рассказа (краткое содержание) Чехова "Крыжовник"
Антону Павловичу Чехову, ставшему признанным классиком еще при жизни, не суждено было увидеть революционных катаклизмов. Но он своим талантом, безусловно, ощущал приближающийся социальный коллапс. Свидетельством одного из таких предчувствий может послужить замысел рассказа (краткое содержание) Чехова «Крыжовник».
Обратимся к одному из рассказов его «маленькой трилогии», осмыслив краткое содержание Чехова «Крыжовник». Вообще говоря, трилогия идейно, сюжетно и композиционно соединена образами трех персонажей: ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, учителя гимназии Буркина, помещика Алехина. Они являются то действующими лицами, то слушателями, то рассказчиками. По сюжету произведения, друзья, встретившись в имении помещика Алехина, за чашкой чая внимают повествованию Ивана Ивановича. С такой сюжетной завязки начинает Чехов рассказ «Крыжовник». Краткое содержание его сводится к эмоциональному и болезненному для рассказчика освещению им возникшего духовного и душевного раскола и принципиального непонимания своего кровного брата Николая. В молодости братья были дружны. Оба они, начиная свой жизненный путь, столкнулись с бедностью (их отец, будучи дворянином, разорился), далее каждый пошел своим жизненным путем.
Проведав разбогатевшего брата и погостив у него, Иван Иванович ужаснулся - к какому пустому душевному состоянию привело того неразборчивое в средствах следование своей материальной мечте. Можно также сказать, что краткое содержание рассказа Чехова «Крыжовник» созвучно истории личностной деградации Николая Ивановича.
Поток эмоций и чувств Ивана Ивановича, не соглашающегося с новым обликом своего брата, писатель Чехов направляет на своих читателей. Он стремится своим словом исцелять души. Этот новый модернистский метод влияния на читателя, изобретенный Антоном Павловичем, позже назвали «потоком сознания» (с легкой руки Джеймса Джойса). Главная идея этого стиля - для классика не столь важен сюжет произведения, какие-то внешние эффекты, порядок следования событий – все это второстепенно. Главное – мысли, чувства, переживания…
Характерно, что ни учитель Буркин, ни помещик Алехин так до конца и не поняли, о чем им хотел рассказать их друг. Все – как в жизни…
Задумаемся. Почему наша история так богата социальными катаклизмами? Возможно, мы, как древние жители Трои, редко прислушиваемся к смелой, честной правде классиков. Именно в простом и понятном каждому свидетельствовании людям об истине усматривал Чехов роль настоящего искусства. Неустанно и плодотворно трудясь, писатель каждым своим произведением бил в набат, предупреждая соотечественников о накапливающемся дисбалансе российского общества, вылившегося через год после его смерти в революцию 1905 года. Практически в любом произведении Антона Павловича Чехова показывается скрытый для праздного глаза, но явственно проступающий конфликт между внешне благопристойной формой и попираемыми гуманистическими основами, скрепляющими общество. Сам по профессии уездный лекарь, Антон Павлович пытался своим словом лечить сразу весь народ огромной страны от жадности, ханжества, духовной слепоты, бездушия. Суть рассказа (краткое содержание) Чехова «Крыжовник» как раз об этом…