«Государь» Макиавелли: краткое содержание книги как отражение эпохи Ренессанса
Что бы там ни говорили, творчество мастера неотделимо от перипетий его жизни и духа современной ему эпохи. Ярким тому примером является «Государь» Макиавелли. Краткое содержание этого трактата в полной мере передает бурную, богатую приключениями биографию первого политтехнолога, а также одновременно блистательную и кровавую эру Высокого Возрождения, в которую он жил.
Сын судейского, Никколо поначалу занимал видный пост во Флорентийской республике. По поручению ее властей он приблизился ко двору Чезаре Борджиа. Тот считался одиозной фигурой даже для своего кровавого времени. Внебрачный сын Папы Римского Александра VI, Чезаре проявил себя как успешный политический деятель, напористый и жестокий. Оставляя в кильватере горы трупов, он успешно выстраивал вертикаль власти в своем герцогстве Валентине – не без поддержки Ватикана. Однако после смерти Папы фортуна отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507 г.). Макиавелли был при дворе герцога в 1502-1504 годах, сопровождал его в военных походах и попутно строчил реляции своим флорентийским работодателям. Однако после гибели именно Чезаре стал тем прообразом настоящего правителя, на котором основан трактат Макиавелли «Государь» (1513 г.).
«Не нужно полагаться на милости судьбы, – пишет сын юриста, – а добиваться всего собственной доблестью». Под этим последним словом («virtu») Макиавелли понимает как смелость и решительность льва, так и хитрость, осторожность и подлость лисы. Смесью качеств этих двух зверей и должен обладать государь Макиавелли. Краткое содержание трактата говорит нам о том, что правитель, чтобы удержаться при власти, должен проявлять жестокость и решительно расправляться со своими политическими врагами. Ему вовсе не обязательно держать свое слово, если того требуют обстоятельства. И вообще, лучше внушать подданным страх, нежели любовь.
В современных школах новых политтехнологий главным руководством и учебником служит, конечно, не Макиавелли «Государь». Содержание его труда слишком откровенно и наивно неприкрыто для нашего лицемерного мира. Однако же смысл этой книги не устарел. И это нам демонстрирует со всей очевидностью современный политикум.