Конец семидесятых и начало восьмидесятых прошлого века – период расцвета не только застоя в нашей стране, но и рок-музыки. Разумеется, эти два фактора неразрывно связаны, потому что движущей силой этого направления в музыке, особенно в те годы, был социальный протест. Русский рок всегда отличался доминирующей ролью текстов, именно в его смысл вникали слушатели пластинок и бобинных записей. В этот период появился «золотой запас» групп и исполнителей этого жанра, который стал фундаментом, опорой и эталоном рок-музыки сначала в СССР, а потом и в России: «Машина времени», «Браво», «Бригада С», «Алиса», «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Чайф», «Наутилус Помпилиус» и многие другие. Представителями более «тяжелого» направления хэви-метал стали группы «Ария», «Круиз», «Коррозия металла» и, конечно, «Черный кофе» («ЧК»).
У каждого исполнителя есть песни, по которым его узнают всегда, то, что называется «визитная карточка». Есть такие песни и у группы «Черный кофе» - «Листья», «Деревянные церкви Руси», «Владимирская Русь», «Черный кофе». В этой статье мы хотим остановиться на композиции «Листья», которая особенно полюбилась слушателям, но сначала несколько слов о самой группе.
История группы «Черный кофе» берет начало в 1979 году, когда её бессменный руководитель, автор песен, гитарист и вокалист Дмитрий Варшавский написал первую песню на слова Андрея Вознесенского «Страна». Дмитрий учился тогда в Гнесинском училище по классу электрогитары.
Первая запись группы сделана профессиональным звукорежиссером (Юрием Богдановым) в 1981 году, ею стала песня «Полет птицы».
В 1982-м формируется классический состав - Фёдор Васильев (бас-гитара) и Андрей Шатуновский (ударные). В 1984-м прошел первый «сольник» группы, и был записан магнитный альбом «ЧК’ 84». Тогда же «чекисты» начинают активно гастролировать по стране.
В 1985 году Министерство культуры составило «черный список», в который включило самых ярких представителей рок-движения, в том числе и группу «Черный кофе». «Самодеятельным рок-группам» из этого списка было запрещено выступать с концертами в Москве и других крупных городах (Ленинград, Киев и т. д.), а также ставить записи их песен на дискотеках.
Этот запрет вызывал некоторые неудобства для членов списка, но не оказался чем-то смертельным для их творческой самореализации, потому что страна была большая, и помимо Москвы в ней было еще очень много городов, в которых набивались полные залы и стадионы, чтобы послушать песни любимых исполнителей. Кроме того, они могли работать в звукозаписывающих студиях.
В 1987 году музыканты записывают новый альбом - «Переступи порог». В нем и появляется одна из самых любимых поклонниками песен группы «Черный кофе» - «Листья». Также в альбом вошли композиции «Черный кофе», «Владимирская Русь», «Мой дом» и другие. Практически он весь стал хитовым, но особенно полюбилась слушателям баллада группы «Черный кофе» - «Листья».
Текст песни написал молодой тогда поэт Александр Шаганов, музыку – Дмитрий Варшавский. Это типичная рок-баллада, которая начинается с тихого голосового пения под гитарный перебор, постепенно набирает громкость и силу звука, а по окончании первого куплета подключаются уже ударные и другие инструменты, соединяясь со знаменитым Варшавским вокалом на высоких нотах и виртуозной гитарной «солягой» (сольной партией). Именно высокий профессионализм музыкантов сыграл не последнюю роль в обретении устойчивой славы группой «Черный кофе». Песня «Листья» является отличным образцом их стиля. Несмотря на то что это классический роковый «медляк», смысл текста не лирический, а метафорический. Лист отрывается от своих «собратьев», мирно висящих на ветке, и летит вниз, наслаждаясь мгновениями свободы, которые дарит ему этот полет. А затем ему «лежать валяться под ногами и в пыли». Полетел бы он, если бы знал, что так будет? «Если б листья знать могли…» В последнем куплете, исполняемом с особенной экспрессией, говорится о том, что каждому человеку, так же как этому листу, дорога свобода, даже если она продлится один час, и за этот час не жалко отдать жизнь. «Черный кофе» «Листья» исполняли на всех концертах по просьбе своих поклонников. Исполняют её до сих пор.
С начала девяностых «чекисты» много времени проводят в США, где с успехом выступают в клубах, работают над записью новых песен. В двухтысячных Варшавский с товарищами возвращается в Россию и продолжает работать здесь. Участвует в записи рок-оперы «Слово и дело», переиздает на MP3-дисках свои старые альбомы, в том числе «Переступи порог». Любимые песни зазвучали с новых носителей, но это по-прежнему был «Черный кофе». «Листья», «Владимирская Русь» и другие песни вошли в него так же, как и в виниловый альбом, но к ним добавились композиции «Светлый металл» и «Знамя мира», который тогда, в 1987 году, не пропустила цензура.