«Лиссабонские тайны»: португальская сага чилийского мэтра
Один из последних экспериментов великого режиссёра, бежавшего во Францию из Чили от пиночетовского режима, - своеобразная португальская эпопея сродни «Войне и миру». Это «Лиссабонские тайны», кинопроизведение невероятного Рауля Руиса.
Постановщик успел закончить работу над этим мини-сериалом (версия для широкого экрана длится более 4 часов), тогда как картина «Ночь напротив» монтировалась уже после смерти знаменитого постмодерниста. «Лиссабонские тайны» сравниваются критиками не только с великим четырёхкнижием Льва Толстого (из-за близости эпох и масштабности, большим количеством персонажей), но и с «Парижскими тайнами» Эжена Сю. Аналогия проводится не по причине схожести названий, скорее из-за наличия загадки, интриги, которая медленно распутывает свой клубок на протяжении всей ленты. Однако на этом сходство двух «тайн» и заканчивается. Рауль Руис мастерски играет со временем, погружая зрителей во всё новые флешбэки, нанизывая один любовный треугольник на другой. Иногда трудно понять, почему уже вроде бы погибший персонаж оказывается живым и здоровым, но повествование затягивает глубже и не отпускает до самого последнего мига.
Запутанные перипетии
Фильм «Лиссабонские тайны» поставлен по роману писателя, которого именуют ни больше, ни меньше «португальским Флобером» или даже «Бальзаком». Это Камилу Каштелу Бранку. Поскольку наши зрители наверняка очень мало знакомы с литературой этой самой западной европейской страны, им будет интересно всё, от антуража и костюмов (которые просто великолепны) до мотивации героев. То же, как мастер Руис распорядился сценарным материалом, – это особое искусство, но об этом уже сказано выше. Главное действующее лицо картины – мальчик-сирота Педро, воспитанный в приюте. На экране проходит практически вся жизнь этого персонажа, упорно идущего к цели, а она у него, на первый взгляд, очень проста: идентифицировать себя в этом мире. Ему помогает духовный наставник, отец Диниш (персонаж, оказавшийся той ещё «тёмной лошадкой»). Метания Педро, которого на протяжении киноленты играют три актёра, вполне обоснованны: открываются такие подробности, предшествующие его появлению на свет, что рехнуться можно. Подобные перипетии кратко не описать. Этим вовсю пользуется режиссёр: имеется и расширенный вариант его творения - сериал «Лиссабонские тайны», продолжительность коего почти 6 часов.
Заслуженные награды
Как многие авантюрные костюмные мелодрамы, «Лиссабонские тайны» следуют их неписаным канонам. Так, незаконнорождённый ребёнок, который воспитывался без отца и матери, обязательно должен оказаться принадлежащим к аристократическому роду. Вот и Педро – плод страстной безнадёжной любви матери-графини, против её воли выданной замуж за гадкого и противного ей человека (впрочем, как раз этот нежеланный супруг ей ровня, в отличие от отца бедного воспитанника приюта). Актёры (к сожалению, их фамилии мало о чём скажут отечественному зрителю) играют великолепно, словно родились в XIX столетии. Удался не только кастинг, но и удивительно тонкая операторская работа (браво, Андре Шанковски!). Совершенно не зря «Лиссабонские тайны» получили несколько престижнейших наград. Это, в частности, Сан-Себастьянская «Серебряная раковина», премия постановщику (имени Луи Деллюка), португальский «Золотой глобус». Картина стала украшением фестиваля в канадском Торонто, где состоялся её премьерный показ.