Эффективность предприятия: прибыль от реализации и другие показатели.

Для изучения чего бы то ни было обязательно нужно обладать информацией, которая позволит провести необходимые расчеты, а также сформулировать те или иные выводы. Естественно, это относится и к проведению финансовой диагностики предприятия. В данном аспекте важнейшим источником информации, как вы уже, наверное, догадались, является бухгалтерская отчетность компании. Она состоит из ряда форм, в которых приводятся различные данные, характеризующие финансовую ситуацию фирмы. Сейчас хотелось бы остановиться на том, что можно «выудить» из отчета о прибылях и убытках.

Указанная форма отчетности, как можно судить по названию, характеризует предприятие с точки зрения конечного финансового результата – прибыли. Что характерно, этот показатель нельзя назвать в полной мере объективным и однозначным. Об этом свидетельствует и то, что только в рамках данного отчета можно найти целых четыре различных показателя прибыли, а именно: прибыль от реализации, валовая прибыль, а также прибыль до налогообложения и очищенная от налогов, то есть чистая. А ведь не все эти показатели правильно называть прибылью. Показатель валовой прибыли гораздо более правильно было бы именовать маржой, так как из величины дохода вычитаются далеко не все расходы.

Сама структура рассматриваемой формы отчетности позволяет очень легко определить ход выявления финансового результата функционирования фирмы. Давайте рассмотрим, например, то, как рассчитать прибыль от реализации. Простого взгляда на отчет достаточно, чтобы понять, что необходимы следующие простые вычисления: выручка от реализации должна быть сначала уменьшена на величину себестоимости данной продукции, а затем ее следует очистить от коммерческих и управленческих расходов. Аналогичным способом можно рассчитывать и налогооблагаемую, и чистую прибыль. Конечно, для этого необходимо учесть большее количество показателей, которые приведены в отчете ниже.

Очень важен тот факт, что данный отчет предоставляет огромнейший простор для анализа. Самыми простыми методами являются вертикальный и горизонтальный анализ. Суть первого состоит в изучении структуры путем определения относительных весов. Базой сравнения обычно является выручка. Проведение данного анализа позволяет, например, определить то, какую долю в выручке составляет прибыль от реализации.

В ходе горизонтального анализа происходит изучение динамики показателей с течением времени. Используя информацию за несколько периодов, рассчитывают абсолютные и относительные изменения показателей. Проведение данного вида анализа способствует выявлению тенденций финансового результата, а также показателей, влияющих на него.

Последним видом анализа, на котором мы остановимся, будет факторный анализ. Изучению подобным образом обычно подвергается прибыль от реализации, а также чистая прибыль. В данном случае проводить факторный анализ довольно-таки легко, так как факторы, влияние которых следует оценить, уже определены и представлены в отчете. Однако следует обратить внимание на то, что выручка испытывает влияние цены и объема продаж. Эти факторы являются столь важными, что их влияние должно быть учтено и проанализировано отдельно.

После расчета показателей прибыли и проведения необходимых аналитических процедур обязательно нужно сформулировать выводы. Они должны представлять из себя рекомендации по увеличению прибыли тем или иным образом, будь то увеличение выручки, снижение расходов или что-либо еще. Однако, скорее всего, будет необходимо провести изучение других показателей деятельности предприятия с использованием различных источников информации, чтобы решения были наиболее эффективны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.