Что такое профессионализм и как его достичь?
Можно быть директором банка или завода, известным журналистом или простым бухгалтером, можно стать фрилансером или же жить с подаяний - важно лишь быть докой в своем деле. Что такое профессионализм в общепринятом понимании?
Вряд ли кому-то приятно будет есть плохо приготовленный ужин или стричься у неумелого парикмахера. Не доверим мы и починку труб или электропроводки тому, кто не знает, как взяться за дело.
Что такое профессионализм и чем он отличается от любительства? Ведь именно эти два понятия чаще всего противопоставляются. Профессионализм в работе проявляется в глубоких знаниях по узкой специализации, в соответствующих навыках, в тщательной и добросовестной подготовке и выполнении задания. Любителю недостает основательности и понимания нюансов и тонкостей. Многие на вопрос о том, что такое профессионализм, отвечают, что в первую очередь это образование. Однако это не совсем так: одних теоретических знаний недостаточно. Профессионализм персонала определяется прежде всего практическим опытом, навыками и умениями. Столяр, который лишь в теории знает, как обрабатывать дерево, не может считаться специалистом. Так же, как и врач, не выполнивший ни одной операции или программист после ВУЗа, не написавший ни одного приложения самостоятельно, не подходят под данное определение того, что такое профессионализм. Грамотным специалистом может стать тот, кто посвящает достаточно много времени и усилий тому, чтобы практиковаться в избранном деле, углублять свои знания и достигать все более высоких уровней мастерства. Формальное образование не является гарантией профессионализма. Обратите внимание, сколько сейчас выпускников ВУЗов, которые не разбираются даже в выбранной специальности. Юристу для того, чтобы считаться профессионалом, необходимы годы практики и выигранных дел. Хирург становится грамотным специалистом не сразу же после ВУЗа, ведь настоящие знания и умения приобретаются лишь в процессе работы.
Стать "профи", асом можно в любом деле. Однако это не приходит само, не дается без труда. Кроме того, настоящей проблемой молодых людей сейчас является то, что "свежеиспеченных" выпускников мало кто хочет принять на работу. Молодым людям "без опыта" трудно найти такое место, которое позволило бы прокормить семью. В результате у них нет возможности практиковаться и специализироваться в выбранном деле, а приходится думать о заработках и хлебе насущном. Предприятие, которое дорожит персоналом, которое понимает, что люди - это основной капитал, создает все условия для "выращивания" профессионалов. Это дальновидный подход: ведь лишь тот, кто чувствует себя нужным и полезным, тот, кто имеет возможность проявить свои способности и применить знания и при этом думать о работе, а не только о заработке, может принести успех своей компании.