Стихотворение «Погасло дневное светило...» было написано А.С. Пушкиным в 1820 году, во время ссылки поэта на юг. Пушкин оказался в изгнании за свои вольнолюбивые стихи. Находясь вдали от родины, поэт размышляет о судьбе изгнанника, вынужденного расстаться с привычной жизнью.
В стихотворении ярко выражены романтические мотивы – одиночество, тоска по родине, воспоминания о прошлом и тревога перед неизвестным будущим. Пушкин мастерски передает душевное состояние лирического героя с помощью художественных средств.
Обстоятельства создания
Стихотворение «Погасло дневное светило...» было написано Александром Пушкиным в 1820 году. Это произведение относится к южному периоду творчества поэта. В начале 1820 года за свои вольнолюбивые стихи Пушкин был отправлен в ссылку на юг. Этот период стал особенным в жизни и творчестве поэта.
Впервые увидев южную природу, Пушкин был очарован ее красотой. В то же время вынужденная разлука с родиной и друзьями не могла не отразиться на его настроении. «Погасло дневное светило» написано под непосредственным впечатлением от путешествия на корабле из Феодосии в Гурзуф, совершенного Пушкиным в августе 1820 года. Впервые увидев море, поэт был поражен этим зрелищем. В письме к брату Льву Пушкин сообщал, что написал это стихотворение прямо на корабле.
В стихотворении ярко отразились романтические тенденции, которые в то время господствовали в русской литературе. Пушкин испытал сильное влияние творчества Джорджа Байрона, на что указывает сам жанр произведения - романтическая элегия. Лирический герой «Погасло дневное светило» во многом перекликается с байроновским типом «мировой скорби».
Тема и идея произведения
Основная тема стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило» - тема изгнания, вынужденного расставания с родиной. Лирический герой выражает свое грустное, подавленное состояние из-за того, что ему пришлось покинуть «брега печальные» родной страны, «волшебные края», где остались его близкие и друзья. Он чувствует себя одиноким и покинутым на чужбине. В тихой грусти воспоминаний Пушкин погасло дневное светило видится несчастным, озлобленным на судьбу человеком, вынужденно отторгнутым от всего, что дорого его сердцу.
Но в то же время в произведении звучит и тема примирения с судьбой, смирение перед неизбежным. Пушкин погасло дневное светило сознательно отрекается от своей туманной родины, предается воле судьбы, «послушному ветрилу». Это символизирует готовность покориться обстоятельствам и расстаться со своим прошлым. Несмотря на обиду и искренние страдания лирического героя, он находит в себе силы смириться с участью изгнанника, пусть и очень нелегкой.
- Тема добровольного ухода из прошлого;
- Тема вынужденного расставания с родиной;
- Тема смирения с тяжелой участью изгнанника.
Таким образом, тема и идея стихотворения «Погасло дневное светило» в том, что, несмотря на все внешние невзгоды и испытания, человек способен найти в себе мужество, чтобы примириться с судьбой и идти дальше, к новой жизни, какой бы горькой она ни была.
Композиция и сюжет стихотворения
Стихотворение «Погасло дневное светило» состоит из трех частей. Каждая часть обозначена двустишием-рефреном «Погасло дневное светило; / Над морем глухая ночь». Этот рефрен не только разграничивает смысловые блоки произведения, подчеркивая завершенность каждой части, но и придает особую музыкальность композиции. Мотив ночи и тьмы, подчеркнутый рефреном, символизирует душевный мрак, одиночество и отчужденность лирического героя.
Первая часть состоит всего из двух строк, в ней автор сразу задает нужное настроение - мрачное, тревожное. Лаконичные строки навевают грусть, предвещают какие-то печальные события.
Вторая часть значительно объемнее. Здесь перед нами предстает образ одинокого странника, изгнанника, покинувшего родные берега. Лирический герой вспоминает с тоской то, что пришлось оставить - «волшебные края», где остались «мечты» и «надежды». Его душа полна горечи и разочарования из-за вынужденной разлуки с родиной. Но в то же время герой питает слабую надежду на исцеление «в стране полуденной», той самой чужбине, куда забросила его судьба.
Третья часть - это подведение итогов всем размышлениям лирического героя. Окончательное прощание с прошлым («не поминай меня»), с былыми радостями, которых уже не вернуть («потерянная младость»). Пушкин погасло дневное светило смиряется со своей участью и принимает ее как данность («довольно, счастлив я!»). Так сюжет стихотворения разворачивается от настроения тревоги и печали через воспоминания о родине к окончательному смирению и прощанию с прошлым.
Такова композиция этого лирического произведения - от заданного в начале трагического тона к примирению в финале. Трехчастность текста обусловлена развитием основной мысли - преодолением душевных страданий и обретением внутренней гармонии.
Образы и художественные средства
В стихотворении «Погасло дневное светило» мастерски воссоздан романтический образ одинокого путника-изгнанника. Это лирический герой, который олицетворяет внутреннее «я» самого Пушкина. Образ наделен чертами самого поэта, его переживаниями и размышлениями.
Яркой деталью является морской пейзаж, усиливающий ощущение одиночества, затерянности героя среди «угрюмых волн». Море выступает символом суровой действительности, враждебной и равнодушной к человеку. Оно подчеркивает трагизм положения лирического героя.
Важную роль в произведении играет образ погасшего «дневного светила». Этот поэтический образ, в переносном смысле, олицетворяет потерю жизненных ориентиров, крушение надежд лирического героя. Тьма, поглощающая последние лучи заходящего солнца, символизирует трагедию расставания с родиной.
Еще один яркий художественный образ - «послушное ветрило». Это олицетворение подчеркивает покорность героя обстоятельствам, готовность предаться воле рока или Провидения. Ветрило уносит его в неизвестность, в «страну полуденную».
Пушкин погасло дневное светило использует и другие изобразительно-выразительные средства: эпитеты («печальные брега», «волшебные края»), метафоры («мечта летает», «душа кипит и замирает»), олицетворения («сердце хладное», «златая юность»). Все это создает яркие поэтические картины, передающие внутреннее состояние лирического героя.