Краткое содержание произведения В. Распутина "Уроки французского"
Рассказ «Уроки французского» написан Валентином Распутиным и впервые опубликован в журнале «Наш современник» в 1965 году. Произведение повествует о послевоенном времени, когда многие люди испытывали нужду и голод.
Главный герой рассказа - сельский мальчик, который после окончания четырех классов переезжает в районный центр, чтобы продолжить учебу. Каково же краткое содержание "Уроки французского"? Но в городе ему приходится очень тяжело из-за постоянного недоедания и нехватки денег. Эта история показывает, какое значение имеет взаимопомощь и сострадание даже в самые трудные времена.
Новая школа и тяжелая жизнь в городе
Рассказ «Уроки французского» повествует о трудностях, с которыми столкнулся главный герой - сельский мальчик, приехавший учиться в город в 1948 году. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране царила бедность и голод. Герой рассказа - одиннадцатилетний подросток, старший ребенок в многодетной семье.
Мальчик успешно окончил сельскую четырехлетнюю школу и для продолжения учебы должен был переехать в районный центр. Жили они очень бедно, весной совсем голодали. Но мать решила, что в городе сыну будет не хуже, чем дома, и отвезла его к своей знакомой.
В новой школе герой продолжил хорошо учиться, за исключением французского языка, который давался ему с трудом. Однако настоящие муки начинались, когда мальчик возвращался после школы домой, где его одолевала страшная тоска и голод. Присылаемые матерью продукты постоянно пропадали у людей, у которых он жил. Часто на ужин ему доставалась лишь кружка кипятка.
Таким образом, в новой школе герой продолжил успешно учиться, однако вынужден был мучиться от голода и тоски по дому в чужом для него городе.
Учительница узнает о том, что мальчик играет на деньги
Однажды герой попал в компанию местных подростков, которые играли на деньги в азартную игру «чи́ку». Мальчик быстро освоил правила игры и благодаря меткости стал часто выигрывать. На выигранные деньги он покупал еду, и его жизнь немного облегчилась.
Однако вскоре в школе его заметила классный руководитель Лидия Михайловна с разбитым после драки лицом. От одноклассников она узнала, что мальчик играет на деньги. Учительница решила заниматься с ним дополнительно по французскому языку, чтобы отвлечь от азартных игр.
Однако вскоре герой снова вернулся в игровую компанию и после очередного выигрыша был жестоко избит. Увидев новые синяки на его лице, Лидия Михайловна поняла, что одними уговорами его не исправить, и решила помочь мальчику иным способом.
Уроки французского языка и таинственная посылка от учительницы
Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком индивидуально после уроков, якобы для дополнительных занятий по французскому языку. Сначала они занимались в школе, но потом учительница стала приглашать его к себе домой, мотивируя это нехваткой времени.
Для героя эти уроки были настоящей пыткой, он чувствовал себя неловко в чистой квартире учительницы в своей бедной одежде. Лидия Михайловна расспрашивала мальчика о семье и жизни и постоянно звала его ужинать, но он не мог принять такого унижения и убегал от ее приглашений.
Однажды герою на адрес школы пришла странная посылка с продуктами - макаронами, сахаром и гематогеном. Сначала мальчик обрадовался, решив, что это от матери, но понял, что она не могла ему такое прислать. Значит, посылку послала Лидия Михайловна, чтобы помочь голодающему ученику.
Гордость не позволила герою принять милостыню, и он отнес посылку обратно смущенной учительнице, отказавшись наотрез взять ее. Таким образом, Лидия Михайловна поняла, что мальчика не проймешь жалостью и надо искать другой способ помочь ему.
Помощь от преподавателя
Не добившись успеха просьбами и подарками, Лидия Михайловна решила пойти на хитрость. Она показала мальчику игру своего детства «пристенок», в которую они стали играть по вечерам на деньги, якобы для развлечения.
Постепенно герой привык к учительнице и даже начал чувствовать интерес к французскому языку. Лидия Михайловна часто специально проигрывала ему небольшие суммы, чтобы мальчик мог купить себе еды. Он воспринимал эти деньги как честный выигрыш и тратил их на молоко.
Так хитростью добрая учительница помогала гордому ученику, который отказывался брать деньги просто так. Хотя эта помощь и шла вразрез с моральными принципами, Лидия Михайловна считала ее оправданной ради спасения ребенка от голода.
Увольнение учительницы
Однажды вечером, играя в очередной раз в «пристенок», Лидия Михайловна и мальчик увлеклись спором и не заметили, как в квартиру вошел директор школы. Он жил по соседству и услышал их громкие голоса.
Увидев, что учительница играет с учеником на деньги, директор пришел в ярость и назвал ее поступок преступлением и развращением молодежи. Лидия Михайловна честно призналась, что сделала это ради благой цели - чтобы помочь голодающему ребенку.
Однако директор остался непреклонен и уволил ее, обвинив в неподобающем поведении. Через несколько дней Лидия Михайловна уехала обратно на свою родину на Кубань, попрощавшись с мальчиком. Так хороший человек пострадал из-за чрезмерного формализма начальства.
Герой был потрясен случившимся, ведь из-за него лишили работы любимую учительницу. Он винил в этом себя, хотя на самом деле Лидия Михайловна сама приняла такое решение ради его спасения.
Посылку с едой после отъезда
После отъезда Лидии Михайловны герой чувствовал себя очень виноватым и одиноким. Зимой, во время каникул, ему на школьный адрес пришла еще одна посылка. Внутри аккуратными рядами лежали макароны, а под ними - три красных яблока.
Мальчик никогда раньше не видел настоящих яблок, только на картинках, и не сразу понял, что это они. Стало ясно, что посылку снова прислала заботливая Лидия Михайловна, несмотря на увольнение и отъезд.
Этот трогательный прощальный подарок глубоко тронул героя. Он понял, что добрая учительница, пожертвовавшая ради него работой и положением, по-прежнему не забывает о нем и старается облегчить его жизнь хотя бы едой.
Основные темы и идеи рассказа
Рассказ «Уроки французского» затрагивает важные социальные проблемы того времени. Это тяжелая жизнь сельских детей, вынужденных для продолжения учебы уезжать в город, где их подстерегали нужда и одиночество.
Также это тема преданности любимому делу, воплощенная в образе доброй учительницы Лидии Михайловны. Ради спасения ребенка она идет против морали и своего положения, за что и поплатилась.
Важная идея рассказа - противопоставление истинной человечности и доброты формальному подходу и бездушию. Мальчик и учительница руководствуются высокими моральными ценностями, а директор - только буквой устава.
Таким образом, главные темы произведения - гуманизм, милосердие, сострадание и жертвенность. Автор призывает ценить в людях прежде всего доброе сердце, а не формальное следование правилам.