"Дума" Лермонтова: анализ стихотворения с разных ракурсов

Стихотворение «Дума» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году и является одним из самых известных произведений поэта. В нем он поднимает острые социальные и нравственные проблемы своего времени. «Дума» представляет собой исповедь лирического героя, горькие размышления о бездуховности и безразличии своего поколения. Стихотворение пронизано скорбью о судьбе этого «потерянного» поколения и содержит призыв к его представителям взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Произведение отличается глубиной философской мысли и богатством использованных художественных средств. Многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения придают «Думе» силу эмоционального воздействия.

История написания

Стихотворение «Дума» было написано Михаилом Лермонтовым в 1838 году, во время ссылки поэта на Кавказ. Поводом для создания этого произведения послужило знакомство Лермонтова с бывшим декабристом, участником восстания 14 декабря 1825 года. Поэт был поражен преданностью своего нового знакомого идеалам свободы и справедливости, его несломленным духом и твердостью убеждений. Это контрастировало с окружением самого Лермонтова того времени - людьми бездеятельными, разочарованными и равнодушными к жизни.

Впервые «Дума» была опубликована в 1839 году в журнале «Отечественные записки». А в 1840 году стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник Лермонтова «Стихотворения Михаила Лермонтова». С тех пор «Дума» прочно вошла в золотой фонд русской литературы как одно из самых сильных и значимых произведений поэта. Таким образом, можно утверждать, что «Дума» Лермонтова является отражением раздумий поэта о судьбе своего поколения, о духовном упадке общества. Эти идеи были навеяны Лермонтову общением с бывшим декабристом во время кавказской ссылки 1838 года.

Тема и идея стихотворения

Основной темой стихотворения «Дума» является судьба поколения 1830-х годов, которое Лермонтов называет «потерянным». Поэт размышляет о духовном упадке и нравственной деградации своих современников. Они погрязли в праздности и бездействии, равнодушны к окружающему миру, не верят ни во что высокое.

Лирический герой стихотворения осуждает образ жизни молодых дворян, для которых главной целью являются богатство и комфорт, а сама жизнь воспринимается как нечто скучное, лишенное смысла. Вместо того, чтобы приносить пользу обществу, молодежь увядает «без борьбы», занимается «добросовестным, ребяческим развратом» и незаметно, но быстро приближается к смерти.

Идея «Думы» заключается в утверждении человеческой жизни как высшей ценности. Автор считает, что только активная, нравственная и полная смысла жизнь, направленная на благо людей, является достойной. Лермонтов показывает тщетность и бессмысленность пустого, «бездуховного» существования, которое не оставляет заметного следа в истории.

Художественные особенности

С точки зрения композиции, «Дума» состоит из четырех неравных по объему строф. Они объединены сквозной темой духовного упадка поколения, но в то же время каждая строфа раскрывает отдельный аспект этой темы. Так, в первой строфе дана общая характеристика современников поэта, во второй говорится об исторических корнях сложившейся ситуации, в третьей содержится исповедь самого лирического героя, а четвертая строфа рисует видение грядущего.

Основной стихотворный размер «Думы» - шестистопный ямб с пиррихиями, реже встречается пятистопный ямб. Рифмовка перекрестная, для усиления философской направленности стихотворения Лермонтов использует строчные и опоясывающие рифмы. Большая часть рифм неточные, что придает особую мелодичность звучанию.

Язык произведения насыщен тропами и стилистическими фигурами. Это эпитеты «презренные рабы», «бесполезный клад», метафоры «чаша наслаждения», «кровь кипит», олицетворение «жизнь томит». Такие художественные средства усиливают эмоциональность и выразительность текста «Думы».

Значение «Думы» Лермонтова

Стихотворение «Дума» занимает особое место в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это одно из наиболее глубоких и масштабных произведений поэта, в котором он размышляет о судьбах целого поколения и всего русского общества того времени. «Дума» стала своеобразным итогом наблюдений Лермонтова за окружающей его действительностью, размышлений о духовном состоянии общества. В этом стихотворении поэт предстает не только как тонкий лирик, но и как мудрый философ, глубоко понимающий проблемы своей эпохи.

Произведение обличает аморальный образ жизни дворянства, его отрешенность от насущных проблем страны. Лермонтов показывает пагубность пустого времяпрепровождения, призывает к активной деятельности на благо людей. Таким образом «Дума» приобретает глубокий гражданский и нравственный смысл. Мастерство Лермонтова как поэта проявилось и в новаторской для того времени форме стихотворения. Неравностопные строки, перекрестные и опоясывающие рифмы, обилие риторических фигур - это придало особую выразительность и музыкальность произведению.

Выводы

Подводя итог анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», следует отметить, что это произведение является одним из высших достижений творчества поэта. В нем в полной мере проявился его талант как выдающегося лирика, мыслителя и гражданина своей эпохи. Основная тема «Думы» - судьба поколения 1830-х годов, которое часто именуют «потерянным». Лермонтов осуждает аморальный и пассивный образ жизни молодого дворянства, его отрешенность от проблем общества и государства. Поэт противопоставляет этому идеалы служения Отечеству, творческой активности и нравственности.

Форма стихотворения отличается новаторством - это неравные строфы, своеобразная рифмовка, повышенная эмоциональность. Все это соответствует гражданскому пафосу «Думы» и пробуждает в читателе размышления о высоком предназначении человека и общества.

Комментарии