Легенды и мифы Древней Греции. Миф о Сизифе

Фразеологизм «сизифов труд» уходит корнями в легенды и мифы Древней Греции. Герой сюжета – хитроумный коринфский царь, который всякими уловками умудрялся обманывать богов. Миф о Сизифе повествует, что этот ослушник посмел принять сторону людей и всячески им помогать, чем сильно прогневал обитателей Олимпа. Он выдал им тайны, доступные только богам. Неслыханный поступок! Сам Зевс послал за ним Смерть, но и тут царь Коринфа оказался победителем: он заковал ее цепями, сделав смертных бессмертными.

Кара за подобные деяния была суровой. Миф о Сизифе гласит, что Зевс обрек его на вечный и мучительный труд. Он был принужден катить на гору огромный валун, но едва камень доставал до вершины, он тут же скатывался к подножью, и все начиналось сначала. Это и есть сизифов труд, о котором и рассказывает миф о Сизифе. Краткое содержание легенды показывает, насколько трудным может быть любое действие, если оно не имеет конца и не приносит никакой пользы. Любую бессмысленную и тяжелую работу называют «сизифов труд».

Устойчивое выражение, характеризующее нудную и бесплодную работу, имеет и некоторые синонимы. К примеру, в русском языке часто можно услышать словосочетание «мартышкин труд». Но эти два фразеологизма имеют разные оттенки. Мартышкиным трудом называют действия, которые никому не нужны и являются едва ли не смехотворными в своей бесполезности. Тогда как сизифов труд означает именно тяжелую работу, которую нужно выполнять вновь и вновь, при этом ей не видно конца.

Можно провести и другую параллель: миф о Сизифе – перфекционизм или максимализм, стремление во что бы то ни стало довести начатое до конца, победить любой ценой, возвыситься над себе подобными. Правда, такое сравнение достаточно притянуто и не выдерживает строгой критики.

Все эти размышления имеют под собой одну почву – философию абсурдизма, основоположником которой в какой-то мере считается Альбер Камю. «Миф о Сизифе» - так называется его эссе, которое общепризнанно считается программным произведением философии абсурда. Камю ставит главный в своей жизни вопрос: "Стоит ли жизнь того труда, что затрачивается на то, чтобы ее прожить?" 

«Человек абсурда» по Камю – это и Дон Жуан, тратящий жизнь на бесконечные любовные приключения, и актер, раз за разом проигрывающий на сцене чужие жизни, и завоеватель, ради славы забывающий о вечности. Если на то пошло, делает вывод писатель, Сизиф живет самой осмысленной жизнью в этом мире абсурда: у него есть цель – его камень, за которым он снова и снова спускается к подножью холма. Мир – это и есть один большой абсурд, считает Камю, и высшее мужество в том, чтобы принять его абсурдность и следовать своей цели. Вселенский хаос не повод для отчаяния. И следует обескураживающий вывод: миф о Сизифе – это история не несчастного, а по-своему счастливого человека. Трудясь на фабриках и заводах и выполняя изо дня в день одну и ту же работу, современный человек так же, как мифический герой, пребывает в этом абсурде, но трагичность происходящего не осознается им, и потому все идет своим чередом в этом мире.

И все-таки злоключения царя Коринфа укоренились в общественном сознании как символ нелепого и бесконечного труда, и с этим ничего нельзя поделать.

Комментарии