Анализ стихотворение А.С. Пушкина "Осень"

Стихотворение «Осень» было написано А.С. Пушкиным в 1833 году и по праву считается одним из лучших произведений поэта на эту тему. Оно создавалось во время пребывания Пушкина в имении Болдино, в период так называемой «болдинской осени», когда поэт работал с особенным вдохновением.

В стихотворении Пушкин выступает как тонкий художник, с восхищением рисующий картины увядающей осенней природы. Строки проникнуты нежностью и любовью к этому времени года.

Описание осеннего пейзажа

Александр Пушкин

Вступление к стихотворению «Осень» представляет собой яркий зарисовку осеннего пейзажа. Пушкин мастерски передает атмосферу этого времени года - «Опрятный ряд березок молодых», «туманы сизые клубятся по лугам». Он обращает внимание на такие детали, как опадающая листва, первые заморозки, охотничьи выезды. В первых строках читатель словно погружается в осеннюю природу.

Поэт демонстрирует богатство красок осени: красные, желтые, зеленые тона. Он сравнивает лес с «кумачовым одеяньем», а виноград - с «яхонтовым одеяньем». Также в описании много звуков - «журавлиный крик», «бешеная забава» псовой охоты. «стихотворение пушкина осень» Пушкин внимателен к деталям - «паутины тонкий волос», «рябины кисти алые». Краски и звуки оживляют словесный пейзаж.

Важной частью вступления является описание реакции природы на приход осени. Поэт говорит об «испуганных полях», о «рощах, одетых туманами». Особенно выразительная деталь - «поля печальные внимают безмолвно, как сердце готовится к разлуке проститься с милым предметом любви». Так Пушкин передает грустное очарование увядающей природы.

Особая прелесть осени

В стихотворении «Осень» Пушкин особо выделяет очарование осенней поры года. Он называет ее «унылая пора» и «очей очарованье». Этими словами поэт подчеркивает контраст между увяданием природы и ее необыкновенной красотой в это время.

Пушкин сравнивает свою любовь к осени с чувством к «чахоточной деве» - хрупкой и болезненной, но прекрасной в своей хрупкости. Это сравнение передает особую прелесть уходящей осенней красоты. Поэт восхищается «последним пышным убором» лесов, «учуявших зимние угрозы».

В осеннем пейзаже Пушкин видит много трогательных деталей: «тощий лист» с дерева слетает, «грачи клином летят в отдаленье». Все эти штрихи рисуют картину прощания осени с миром. Именно в этой печальной, но очаровательной атмосфере автор находит вдохновение.

Вдохновение поэта осенью

В заключительной части стихотворения «Осень» Пушкин говорит о том, что именно осенью к нему приходит подлинное вдохновение. Обычно весна считается порой пробуждения творческих сил, новых надежд. Но поэт опровергает это представление применительно к себе: «Душой осенней упоенный, Люблю я пышное природы увяданье». Именно осенью его посещает муза.

Пушкин описывает процесс творчества в осеннюю пору как «незримый рой гостей», который «находит на поэта». Эти слова передают внезапность и обилие новых образов, мыслей, чувств. Поэтическое вдохновение преображает одиночество автора, наполняет его душу радостным волнением.

В финале стихотворения Пушкин сравнивает свое творчество с кораблем, готовым отплыть в дальнее плавание. Этот образ символизирует свободу поэтического воображения, открытость новым темам и впечатлениям. Риторический вопрос «Куда ж нам плыть?» подчеркивает, что осеннее вдохновение раскрепощает талант автора, открывает перед ним безграничные возможности творчества.

Таким образом, Пушкин связывает прилив поэтических сил не с весной, как это принято, а с осенью. Именно осенняя пора пробуждает его воображение, дарит ощущение полета мысли и свободы творчества. Это необычное для литературы признание подчеркивает оригинальность взглядов поэта на природу вдохновения.

Фотография Александра Пушкина, гуляющего на природе осенью и размышляющего о поэтических строчках

Художественные особенности стихотворения

Стихотворение «Осень» отличается богатством и разнообразием художественных средств. Это позволяет Пушкину создать яркие зрительные образы осенней природы и передать свои сложные переживания.

Одно из центральных средств выразительности в произведении - эпитеты. Пушкин использует меткие определения, передающие колорит осеннего пейзажа: «последний пышный убор», «прощальная краса», «тощий лист». Эпитеты помогают читателю как бы «увидеть» описываемые картины.

Ярким средством изображения осени служат олицетворения: «лес, одетый в пестрый наряд», «лес, который чует уж близкие зимы угрозы». Они создают поэтичный образ осени как живого существа.

Важную роль играют метафоры, например «очей очарованье», «чахоточная дева». Метафоры помогают раскрыть сложные, противоречивые чувства поэта.

Для музыкальности стихотворения характерно использование аллитераций - «пламень пал», «гонит грозно». Звукопись усиливает эмоциональное звучание текста.

Важную роль в произведении играет ритм. Чередование хорея и ямба придает стиху особую певучесть. Меняющийся ритм передает динамику осенних картин и душевных движений лирического героя.

Богатство рифм также является отличительной чертой «Осени». Пушкин использует перекрестные («пора - краса»), опоясывающие («угрозы - морозы»), парные рифмы. Рифмы создают музыкальный строй стихотворения.

Таким образом, разнообразие тропов и фигур, музыкальность и ритмическое богатство делают «Осень» ярким образцом поэтического мастерства Пушкина. Великий поэт тонко передает красоту осенней природы и сложную гамму переживаний в эту пору.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Есть Живые!!!!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.