Лицейские годы Пушкина: краткое содержание воспоминаний и анализ
День открытия
Итак, мальчик 11 лет, Пушкин Александр, из не очень богатого, но все же известного дворянского рода, пройдя отборочные экзамены, поступает в только что открывшийся Императорский Царскосельский лицей. На открытии присутствует царская семья и огромное количество высокопоставленных особ. Привилегированное высшее учебное заведение открыто для детей из знатных родов. Изначально планировалось, что там же будут обучаться и великие князья, но от этого решили отказаться. Это было первое образовательное учреждение, где вне закона объявили телесные наказания. День открытия был пышен и торжественен. Несложно себе представить, сколь волнительно было первое ощущение и как неординарно прошли лицейские годы Пушкина. Краткое содержание воспоминаний тех лет дает нам возможность прочувствовать ту «почву», в которой рос юный гений. Справедливости ради стоит сказать, что Пушкин не единственный выпускник данного лицея, получивший мировую славу.
Профессор Куницын А.П.
Несмотря на то что устав заведения был достаточно строгим, преподаватели воспитывали детей в некой свободе, свободе мыслительной. Например, профессор философии и психологии Куницын А.П. на своих лекциях обличал крепостное право и делал это весьма воодушевленно. Его влияние на юные умы было внушительным, об этом говорят не только стихи, написанные в то время, но и сама биография Пушкина.
Лицейские годы прошли в атмосфере живой и даже можно сказать мятежной. Кроме того что заведение было закрытого типа (учеников не выпускали для свободных прогулок в город), так и гражданская война 1812 года внесла некую блокаду. Закрытые в «четырех стенах» пылкие подростки, вдохновленные патриотическими мыслями, жадно читали новости, гордились победами и спорили, обсуждая те или иные действий героев войны.
Профессор Кошанский Н.Ф.
Лицейские годы Пушкина (краткое содержание стихотворений, точнее их анализ, дает право это заявлять) открыли в нем настоящего поэта. Этому способствовала не только внутренняя сила, но и окружающая среда, учителя заведения. В частности, учитель словесности Кошанский Н.Ф. долго видел в нем просто заносчивого подростка, а Пушкин, в свою очередь, считал его не вправе учить тайнам стихосложения и говорить о литературном вкусе. Своеобразная борьба ученика с учителем не только не сломала дух, но и укрепила в собственной правоте.
Сложно сказать, что есть лицейские годы Пушкина. Краткое содержание любого биографического опуса - вещь весьма неоднозначная. Голые факты не способны описать череду поступков, понять душу и то, что повлияло на формирование личности.
Профессор Галич А.И.
Литературным наставником выступил педагог, заменявший Кошанского, Галич А.И. Молодой автор посвятил ему достаточно творений. Можно смело заявить, что стихи, прочитанные Пушкиным на экзамене в январе 1815 года перед Державиным и иными, не менее маститыми авторами того времени, были написаны под его влиянием и принесли юному дарованию немалую славу.
Жуковский В.А.
Осенью того же года, специально для знакомства с молодым гением, в Царскосельское село приезжает Жуковский В.А., защитник отечества, герой гражданской войны, известнейший автор, чуть позже учитель великих княжны Александры Федоровны и князя Александра (Александр II). Их знакомство было чем-то средним между общением ученика / учителя и дружбой. Спустя годы (в 1831 году) Василий Андреевич предложит спор, в котором несомненным победителем выйдет Пушкин. Будет предложено написать по переработанной русской сказке, после чего на свет появились знаменитые «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее». В свое время Жуковский подарил Александру свой портрет с надписью: «победителю-ученику от побежденного учителя».
Лицеисты
Дошедшее до нас сообщение о лицейских годах Пушкина, оставленное в основном теми, кто учился рядом, говорит о том, что человеком он был ярким и неординарным уже в юношеском возрасте. Дружба с однокашниками, кстати, была крепкой и долгой, а из-под пера Александра Сергеевича вышло не одно стихотворение, посвященное друзьям-лицеистам.