Как нарисовать убедительные горы? Секреты пейзажной живописи

Горные пейзажи издавна привлекают художников своей монументальностью и величием. Изображение гор требует владения различными техническими приемами живописи для передачи их масштаба и объемности. В этой статье мы рассмотрим основные правила и секреты рисования гор для начинающих, чтобы любой художник смог создать реалистичный горный пейзаж.

Чтобы нарисовать убедительные горы, важно понимать принципы изображения объема с помощью светотени и воздушной перспективы. Также большую роль играет умелое использование различных художественных материалов – карандашей, красок, кистей. Далее мы подробно рассмотрим эти аспекты и дадим пошаговые инструкции для рисования гор с нуля.

Основы передачи объема гор с помощью светотени

При рисовании гор очень важно правильно передать их объемность и рельеф. Для этого используются приемы светотени. Свет падает на выступающие участки поверхности, а тени образуются во впадинах и складках. Чем сильнее выступает часть горы на передний план, тем ярче должен быть блик и наоборот - чем дальше уходит элемент горного ландшафта, тем темнее и размытее становятся тени.

Основной источник освещения в горах - солнце. Его свет направлен сверху вниз под определенным углом. Этот угол зависит от времени суток, которое выбрал художник для изображения гор. В утренние и вечерние часы солнце находится низко над горизонтом и освещает склоны скользящими лучами. В полдень солнце в зените и свет падает строго вертикально. Это нужно учитывать, располагая на картине светлые участки и рефлексы.

Кроме того, лучи солнца преломляются в атмосфере, поэтому свет на вершинах гор холоднее, чем у подножия. Этот эффект называется воздушной перспективой. Ближние к зрителю элементы ландшафта будут теплее по цвету, а дальние холоднее и размытее. По этому же принципу меняется и насыщенность цветов - на переднем плане краски яркие, а по мере удаления блекнут.

Тени тоже бывают разных типов. Есть собственные тени, которые объект отбрасывает на себя. Они имеют более глубокий, насыщенный оттенок. Падающие тени отбрасываются объектом на другие поверхности, они светлее и прозрачнее. Рефлексы образуются там, куда попадают лучи света, отраженные от других объектов.

Чтобы грамотно расположить тени при рисовании гор, нужно определить, с какой стороны падает основной свет. Затем продумать, какие склоны будут освещены, а какие затенены, исходя из их расположения. Собственные тени лягут на противоположную от источника света сторону горы. Более светлые падающие тени - под нависающими скалами, в трещинах, расщелинах. Светлые рефлексы появятся там, куда будут попадать блики.

При передаче объема важны градации тона - плавные переходы от светлого к темному. Резкие контрасты стоит оставлять только для самых освещенных мест и глубоких теней. Остальные тона должны мягко перетекать друг в друга. Так создается иллюзия пластичной формы горного массива.

Начинающим художникам будет проще распределить свет и тень, если представить горы условно, в виде геометрических объемов - конусов, пирамид, кубов. Сделать набросок карандашом, а затем заложить светотеневые градации. Для большей реалистичности этот «каркас» потом можно скрыть под слоями краски.

Существуют некоторые приемы, которые помогут сделать изображение гор более объемным:

  • Использовать теплые оттенки для освещенных склонов, холодные - для теней.
  • Проработать текстуру скал мазками разной формы и фактуры.
  • Подчеркнуть выступы светом, а впадины затенить.
  • Добавить блики и рефлексы чистым белым цветом.

Владение техникой светотени - важнейший навык для художника-пейзажиста. Он позволяет создавать ощущение глубины пространства и объема на плоском холсте. Поэтому стоит много практиковаться в передаче светотеневых эффектов при рисовании любых объемных форм, в том числе и гор.

Детальная прорисовка горных хребтов и вершин с сильным контрастом между освещенными и затененными

Применение правил воздушной перспективы

Воздушная перспектива - это изменение цвета и четкости изображаемых объектов в зависимости от их удаленности от зрителя. Этот прием широко используется при создании пейзажей, в том числе и при рисовании гор, чтобы передать глубину пространства на двухмерной плоскости.

Основные правила воздушной перспективы:

  • Объекты на переднем плане изображаются более насыщенными и яркими цветами, чем на дальнем.
  • Чем дальше находится объект, тем он становится менее контрастным и детализированным.
  • Удаленные элементы композиции выглядят размыто, очертания их становятся мягче и расплывчатее.

При рисовании гор особенно важно учитывать эти особенности воздушной перспективы. Вершины гор, уходящие вдаль, должны быть изображены более блеклыми тонами с размытыми контурами. А цвета и детали переднего плана выполняются четко и ярко.

Чтобы правильно применить воздушную перспективу в изображении гор, нужно:

  • Определить удаленность разных планов композиции и последовательность их проработки - от дальнего к ближнему.
  • На заднем плане использовать холодные оттенки - голубые, фиолетовые, избегать ярких и теплых цветов.
  • По мере продвижения на передний план вводить более насыщенные и теплые тона - желтые, оранжевые, красные.
  • Детали дальних планов прорабатывать мягкими размытыми мазками.
  • На переднем плане рисовать четкие детали с резкими контурами.

Также полезно добавлять на дальние планы эффекты, имитирующие воздушную дымку: размытые облака, туман и плавные градации от светлого к темному. Это усилит ощущение глубины.

Обратите внимание, как воздушная перспектива влияет на цвет неба. Вверху оно имеет яркий насыщенный оттенок. А ближе к линии горизонта цвет разбавляется, делается более светлым и размытым. Приемы воздушной перспективы особенно эффектно работают в изображении высоких и массивных гор. Например, Гималаи или Альпы. Их вершины, окутанные облаками, кажутся почти нереальным видением на фоне безбрежного неба.

Для усиления эффекта глубины пространства полезно добавить на передний план какие-либо объекты, например деревья, камни, фигуры людей. На их фоне размытые очертания дальних гор будут выглядеть еще более естественно и убедительно. Иногда художники используют обратную воздушную перспективу, когда фон размыт, а объекты переднего плана изображены резко и четко. Этот прием создает необычный визуальный эффект. Но для реалистичного пейзажа лучше придерживаться правил классической воздушной перспективы.

Умелое использование правил воздушной перспективы - ключевое условие для создания глубокого и реалистичного изображения гор в живописи и графике. Этот навык требует практики, но позволяет художнику мастерски передавать масштаб и удаленность горных пейзажей.

Подбор цветовой палитры и художественных материалов

Выбор цветов и материалов - важный этап работы над пейзажем с изображением гор. От правильно подобранной палитры зависит настроение картины и реалистичность передачи природных условий.

Основные факторы, влияющие на цветовое решение:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Времена года.
  • Освещение.
  • Удаленность планов.

Например:

  • Для ясного солнечного дня характерны контрастные, насыщенные цвета и четкие тени. При этом вершины гор могут быть залиты ярким светом. А нижние склоны затенены. Тени при солнце имеют глубокий синий или фиолетовый оттенок.
  • В пасмурную погоду цвета более приглушенные, мягкие. Контраст света и тени не такой сильный. Тени серые, размытые. Очертания гор в дымке выглядят расплывчато.
  • Утреннее и вечернее освещение отличается теплыми оттенками - розовым, персиковым, золотистым. Цвета насыщенные, но мягкие по тону. Тени прозрачные, размытые.
  • Зимние пейзажи выдержаны в холодной цветовой гамме. Много синих и фиолетовых тонов. Используются оттенки снега - белый, голубой, розоватый. Тени глубокие синие.
  • Для весенних и осенних пейзажей характерна разнообразная цветовая палитра с контрастными сочетаниями - яркая зелень и алые вкрапления осенней листвы или сочные зеленые луга на фоне заснеженных гор.

При выборе материалов для живописи нужно учитывать их колористические свойства:

  • Акварель позволяет достичь свежести, прозрачности цвета, имитировать воздушную перспективу. Удобна для быстрых этюдов.
  • Гуашь дает плотное покрытие, яркие краски. Подходит для энергичного мазка при создании драматичных горных пейзажей.
  • Масло - для создания объемности, глубокого колорита, выразительных фактур. Позволяет передать материальность гор.
  • Пастель отличается нежностью, размытостью цвета. Подходит для изображения гор в дымке, тумане.
  • Акрил дает яркую, густую краску и четкие переходы цвета. Хорош для контрастных композиций.
  • Графические материалы позволяют создать лаконичный, выразительный образ гор. Особенно эффектны сангина, уголь, соус.
  • При работе в смешанной технике сочетаются свойства разных материалов. Например, акварель и гуашь или акрил с пастелью.

Для выразительной передачи фактуры скал полезно использовать разные приемы:

  • Энергичный мазок жесткой кистью или шпателем.
  • Накладывание пастозных мазков.
  • Процарапывание структуры с помощью конца кисти или мастихина.

Для пейзажа в холодной цветовой гамме лучше использовать гуашь, акрил или масло. Для теплого летнего пейзажа подойдет акварель. А для создания легкого воздушного образа гор выбрать пастель.

Продуманный выбор цветовой палитры и художественных материалов позволяет наиболее полно раскрыть замысел и передать настроение горного пейзажа. Экспериментируйте с разными сочетаниями цвета и фактур, чтобы найти свой неповторимый почерк в изображении гор.

Нежная пастельная живопись гор, с постепенным ослаблением насыщенности цвета на заднем плане для

Пошаговое руководство по рисованию гор для начинающих

Даже для начинающего художника создание горного пейзажа вполне по силам, если последовательно следовать определенному алгоритму действий. Рассмотрим пошаговое руководство, как нарисовать горы для новичков.

Подготовка рабочего места:

  • Выбрать бумагу подходящего размера и текстуры.
  • Подготовить краски, кисти, дополнительные материалы.
  • Обеспечить хорошее освещение рабочей поверхности.
  • Зафиксировать лист на мольберте или планшете.

Зарисовка эскиза:

  • Легкими линиями наметить общую композицию.
  • Определить линию горизонта.
  • Расположить основные элементы пейзажа - горы, небо, облака и т.д.
  • Проработать пропорции и контуры будущих объектов.

Перевод эскиза на холст:

  • Перенести рисунок с эскиза на основу аккуратными точечными линиями.
  • Продумать композицию и проработать детали.
  • Стараться соблюдать пропорции объектов.
  • На данном этапе набросок можно исправить.

Работа с цветом и светом:

  • Определить источник освещения и направление падающих теней.
  • Заложить крупные цветовые отношения неба, гор, земли.
  • Проработать детали, уточнить формы.
  • Добавить блики, рефлексы, тени для объема.

Деталировка:

  • Прорисовать мелкие детали ландшафта - камни, растения, деревья.
  • Уточнить текстуру поверхностей - скал, травы, воды.
  • Оживить передний план дополнительными объектами.
  • Доработать детали на всей плоскости холста.

Завершение работы:

  • Добиться цельности, единства композиции.
  • Сбалансировать тональные и цветовые отношения.
  • Проверить пространственные планы.
  • Доработать детали при необходимости.
  • Покрыть лаком, если требуется для данной техники.
  • Подписать и датировать картину.

Следуя этой пошаговой инструкции, даже начинающий художник сможет создать красивый живописный пейзаж с изображением гор. Постепенно набираясь опыта и уверенности, можно усложнять задачи и экспериментировать с композицией, цветом, фактурами. Главное - много практиковаться и получать удовольствие от процесса создания живописных полотен.

Практические советы по выбору ракурса и композиции

При работе над пейзажем с изображением гор очень важен выбор точки зрения (ракурса) и построение композиции. От этого зависит настроение картины и акценты:

  • При высоком ракурсе, когда точка зрения находится как бы с возвышения, горы выглядят более масштабно и монументально. Такой ракурс подчеркивает их величие.
  • При низком ракурсе в кадр попадает лишь часть гор, но зато можно детально проработать передний план - луга, реки, деревья. Это создает ощущение присутствия зрителя в пейзаже.
  • Ракурс на уровне горизонта наиболее нейтрален. Он позволяет сбалансированно включить в композицию и передний план, и дальние горы.

Различают фронтальный, угловой и боковой ракурсы:

  • При фронтальном горный массив изображается анфас. Это придает устойчивость композиции.
  • Угловой ракурс позволяет увидеть горы сбоку под наклоном, что делает их более динамичными и выразительными.
  • Боковой ракурс создает наибольшую глубину пространства, демонстрируя протяженность горной цепи.

Помимо этого существует множество разных вариантов ракурса, создающих свое уникальное настроение.

Что касается композиции, то здесь тоже есть некоторые приемы:

  • Располагать горы по диагонали или в S-образной композиции, чтобы придать динамику.
  • Использовать правило золотого сечения.
  • Сбалансировать массы на холсте.
  • Выстраивать планы от дальнего к ближнему.

Полезно заранее продумать, на какой объект будет сделан акцент - на горы, небо, передний план? Это поможет гармонично выстроить композицию.

Варианты композиционных схем:

1. Доминанта на горах. Они занимают львиную долю пространства. Небо и передний план играют второстепенную роль.

2. Акцент на небе. Оно притягивает взгляд разнообразием облаков и цвета. А горы дополняют, обрамляя его.

3. Выразительный передний план. На нем можно разместить крупные детали - деревья, скалы, фигуры людей. А горы становятся фоном.

4. Панорамный вид. Широкий охват пространства, когда все элементы уравновешены.

5. Высокий горизонт. Большая часть холста отведена под небо, а горы занимают лишь нижнюю полосу.

6. Низкий горизонт. Небо присутствует как узкая полоска, главный акцент - на протяженной цепи гор.

7. Динамичная диагональ или S-образная композиция.

Экспериментируйте с ракурсами и композиционными схемами, чтобы найти наиболее выигрышный вариант для воплощения вашего творческого замысла. Правильный выбор точки съемки и построения кадра - залог успешной работы.

Особенности изображения разных типов гор

Существует множество разновидностей горных ландшафтов. Для создания достоверного образа важно учитывать характерные особенности того типа гор, который вы изображаете:

  • Высокогорья - эти горы отличаются альпийским рельефом с острыми скалистыми пиками и каменистыми осыпями. Цвета блеклые, преобладают серые и белые тона. Много снега и льда даже летом.
  • Среднегорья - более пологие и покрытые растительностью склоны. Зеленые луга чередуются с темными хвойными лесами и скалами. Богатая цветовая палитра и текстуры.
  • Низкогорья - такие горы похожи на холмистую местность, поросшую лесами. Склоны пологие, закругленные. Много рек, озер, водопадов. Ландшафт имеет насыщенный зеленый колорит.
  • Вулканические горы - отличаются изрезанным рельефом с обилием ущелий, неровностей, останцев лавы черного или красного цвета. Скудная растительность. Часто встречаются действующие вулканы и фумаролы.
  • Горы пустынь - каменистые, лишенные растительности. Преобладают коричневые, охристые, желтоватые цвета скал. Характерны резкие тени и блики от яркого солнца. Возможны оазисы с растениями у источников воды.
  • Горы тропиков - покрыты густыми зелеными джунглями. Изобилуют водопадами и экзотическими растениями. Влажный воздух создает эффекты размытости. Яркая цветовая палитра - зелень, оранжевые и красные тона.
  • Горы Карпат - умеренного климата, покрыты хвойными и лиственными лесами. Характерны пологие округлые вершины, луга, реки, озера. Преобладают зеленые и коричневые цвета. Живописные ландшафты.
  • Гималаи - самые высокие горы планеты. Отличаются крутыми склонами, обилием снега и льда круглый год. Выразительные снежные пики на фоне ярко-синего неба. Холодная цветовая гамма с контрастными тенями.
  • Альпы - средневысокие горы, чередование скал, лугов, лесов. Много горных озер и ледников. Типичен зеленый, коричневый, белый колорит. Живописные виды альпийских долин и перевалов.

Грамотно передавая характерные черты конкретного типа гор по цвету, рельефу, растительности можно создать убедительный и реалистичный горный пейзаж.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.