Как назвать фирму? Полезные советы для начинающих предпринимателей

Успешный бренд начинается с названия. Имя компании - это первое, с чем сталкивается клиент. От того, насколько оно благозвучно, понятно и отражает суть бизнеса, зависит первое впечатление о бренде.

Придумать хорошее название непросто. Часто предприниматели тратят на это немало времени и сил. В статье мы собрали проверенные советы, как создать оригинальное и запоминающееся имя для вашей компании.

Изучите аудиторию и конкурентов

Как назвать фирму? Чтобы придумать успешное название для компании, важно хорошо понимать целевую аудиторию и анализировать конкурентов. Это поможет выбрать подходящий тон общения с клиентами и избежать использования уже занятых брендов.

  • Начните с изучения потенциальных клиентов: их возраст, пол, интересы, место жительства, уровень дохода. Это повлияет на стиль названия - официальный, дружеский, молодежный.
  • Посмотрите названия основных конкурентов в вашей сфере. Это поможет избежать повторений и найти свободную нишу для бренда.
  • Изучите названия похожих компаний в интернете и на вывесках в вашем городе. Так можно понять общие тенденции именования.

Глубокое понимание целевой аудитории и анализ конкурентов дадут представление об оптимальном тоне общения, помогут сформировать уникальное название в свободной нише. Это важный первый шаг в создании сильного бренда.

Целевая аудитория Влияние на нейминг
Молодежь Неформальный, дружеский тон
Бизнесмены Солидный, уважительный тон

Подходящий для целевой аудитории тон поможет создать эмоциональную связь с потребителями. А изучение конкурентов - избежать конфликтов из-за использования чужих брендов. Это критически важные первые шаги в создании сильного и уникального названия для компании.

Исследуйте целевую аудиторию и конкурентов при создании названия компании

Проведите мозговой штурм с командой

Один из самых эффективных способов придумать оригинальное название для компании - провести мозговой штурм в команде. Это позволит собрать много идей от людей с разным творческим мышлением. Важно включить в процесс будущих сотрудников и тех, кто хорошо знает целевую аудиторию.

  • Соберите команду из 5-10 человек - коллег, друзей, родственников. Главное, чтобы они хорошо представляли вашу сферу деятельности.
  • Расскажите участникам о компании, ее продуктах, миссии, ценностях. Чем больше информации, тем лучше.
  • Попросите каждого индивидуально записать как можно больше ассоциаций, которые приходят на ум при описании вашего бизнеса.
  • Соберите стикеры и прикрепите их на доске/стене. Уберите повторяющиеся.
  • Обсудите, какие идеи наиболее точно передают суть и дух компании. Выберите топ 10-15 ассоциаций.

Полученные ассоциации станут отличным материалом для создания сильного бренда. С помощью нейминговых инструментов их можно преобразовать в запоминающиеся названия.

Вместо мозгового штурма можно использовать онлайн-сервисы для генерации случайных ассоциаций по ключевым словам. Например, Sociation. Это быстрее, чем собирать команду, но результаты могут быть менее креативными.

Плюсы командного мозгового штурма Минусы онлайн генераторов ассоциаций
- Разнообразие идей от людей с разным мышлением - Ограниченный набор слов и фраз
- Вовлечение будущих сотрудников и клиентов - Менее креативные варианты
- Нестандартные решения - Повторяющиеся ассоциации
- Эмоциональная связь команды с брендом - Отсутствие контекста и понимания бизнеса

Таким образом, мозговой штурм в команде - отличный способ создать сильную базу ассоциаций для будущего названия компании. А анализ и отбор лучших идей помогут сформировать по-настоящему креативный и запоминающийся бренд.

Используйте популярные приемы нейминга

Существует несколько популярных приемов, которые помогают придумать оригинальное и запоминающееся название для компании. Вот основные из них:

  • Использование аббревиатуры. Например, IKEA из "Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd".
  • Слияние слов или слогов. Пример - служба доставки суши "Nadomura", компания "Вамокно".
  • Перевод слова или фразы на иностранный язык. Магазины "L’этуаль" (фр. "звезда"), фитнес-клубы "World Class".
  • Использование звукоподражаний. Шоколад "Kit-Kat", пляжная обувь "Flip-Flop".
  • Фамилия основателя или партнеров. Форд, Томми Хилфигер, "Каляев".
  • Использование ярких образов. Студия загара "Солнце Сахары".
  • Добавление специальных приставок или окончаний. "ТехноСип", "ТехноСтройОлимп", "Банкрот-Консалт".
  • Использование цифр или специальных символов. Гостиница "GOLD 1905", канцелярия "Книжкин&Ручкин".

При выборе названия важно помнить о целевой аудитории компании и особенностях ее деятельности. Например, юмористическое название подойдет развлекательному заведению, но вряд ли - банку. Также необходимо следить за тем, чтобы название было удобочитаемым и понятным.

Один из самых распространенных способов придумать оригинальное название - аббревиатура. К примеру, всемирно известная компания IKEA образована из первых букв имени, фамилии и названия деревень основателя: Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. Для российского потребителя такое название не несет никакой смысловой нагрузки, зато легко произносится и запоминается.

Популярные приемы создания названий компаний

Проверьте название на уникальность

Прежде чем окончательно выбрать название компании, важно убедиться в его уникальности. В России зарегистрировано более 7 миллионов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому даже самое оригинальное название могло быть уже взято кем-то до вас.

Если другая компания уже использует такое же название и зарегистрировала на него товарный знак, вы рискуете столкнуться с судебным иском. Согласно статье 1515 Гражданского кодекса РФ, правообладатель может потребовать компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Чтобы избежать подобных проблем, обязательно проверьте уникальность придуманного названия. Вот несколько способов это сделать:

  • Забить название в базу данных ЕГРЮЛ/ЕГРИП и посмотреть список найденных организаций. Чем он больше, тем выше риск столкнуться с уже зарегистрированным товарным знаком.
  • Воспользоваться бесплатными онлайн-сервисами для проверки товарных знаков. Они покажут, есть ли товарный знак с таким названием в базе Роспатента.
  • Заказать проверку названия непосредственно в Роспатенте. Это гарантированно покажет, занято название или нет. Платная услуга, цена зависит от количества классов МКТУ.

К сожалению, даже отрицательный результат поиска в Роспатенте не дает 100% гарантии, что название свободно. Процесс регистрации товарного знака занимает до нескольких лет, поэтому могут быть заявки, которые еще не успели пройти оформление. Так что риск все же остается.

Если в процессе проверки выясняется, что понравившееся название уже занято, придется вернуться к мозговому штурму и поиску новых вариантов. Чем оригинальнее и уникальнее будет выбрано название, тем меньше шансов столкнуться с проблемами в будущем.

При выборе названия для компании важно учитывать не только креативность, но и правовые риски. Доскональная проверка на уникальность поможет быть уверенным, что другая организация не подаст на вас в суд. Хотя полностью избежать такой вероятности все равно не получится.

Убедитесь, что название не нарушает закон о рекламе

С 1 июля 2022 года в России вступил в силу закон, запрещающий использование иностранных слов в названиях и рекламе товаров и услуг. Это вызвало много вопросов у владельцев бизнеса: как быть с уже придуманными названиями компаний, нарушает ли закон брендинг и можно ли сейчас создавать новые названия на иностранном языке?

Давайте разберемся. Главное, что нужно понимать: закон направлен в первую очередь на рекламу, а не на товарные знаки и бренды. Поэтому придумывать, регистрировать и использовать новые названия для компаний по-прежнему можно, в том числе на иностранных языках.

Что касается уже существующих товарных знаков и брендов с иностранными словами, проблем с ними тоже быть не должно. Законодательство направлено на недобросовестную рекламу, а название или логотип компании сами по себе рекламой не являются. Поэтому ограничения на них не распространяются.

Однако стоит обратить внимание на такой момент: использование иностранных слов в рекламных материалах и слоганах компании действительно может попадать под действие закона. К примеру, если в рекламе ресторана будет написано “Taste our delicious fish and chips”, это уже будет нарушением.

Чтобы быть уверенным, что название вашей компании не противоречит закону о рекламе, рекомендуется:

  • Избегать двусмысленных иноязычных слоганов и фраз, которые могут восприниматься как реклама.
  • Не использовать иностранные слова в описании преимуществ и характеристик товаров и услуг в рекламных материалах.
  • Придерживаться русскоязычных формулировок при описании скидок, бонусов, специальных предложений в рекламных постах и баннерах.
  • Обратить внимание на перевод уже существующих рекламных текстов и слоганов, чтобы исключить нарушения.

Главное - помнить: закон касается именно рекламы, а не брендинга и разработки названий. Поэтому создавать оригинальные названия на любом языке по-прежнему можно без ограничений. Просто будьте внимательнее при использовании этих названий в маркетинговых материалах.

Добавьте дескриптор или слоган

Хорошее название заботится о клиенте — его легко прочитать, приятно слышать и легко произносить. Оно вызывает приятные ассоциации и не вводит в заблуждение. И несет информацию о компании — рассказывает о товарах, услугах или ценностях. Если кажется, что еще чего-то не хватает для полноты впечатления, нужен последний штрих — фраза-усилитель.

  • Дескриптор — дополняет название, указывает на особенности или преимущества организации. Компании пишут его на слоганах и используют в позиционировании.
  • Девиз или слоган — эмоциональная фраза, раскрывает философию компании. Самые известные девизы: «Лучше для мужчины нет», «Пельмешки без спешки» и так далее.

Дескрипторы и слоганы помогают создать полное впечатление о компании, дополняя и усиливая эффект от названия. Они кратко и емко передают суть, философию, миссию организации, ее уникальность.

Протестируйте название с фокус-группой

Перед выходом на рынок имеет смысл протестировать название с помощью фокус-группы. Это позволит проверить, легко ли название читается и не вызывает ли негативных ассоциаций. Даже если разработчиков было несколько, они могли что-то упустить.

Для тестирования подойдут следующие методы:

  • Метод свободных ассоциаций. Участники фокус-группы записывают все образы, которые приходят им в голову при упоминании названия. По результатам видно, какое название вызывает больше всего эмоций и ассоциаций. Оно считается более эластичным и дает больше возможностей для будущего позиционирования. Также этот метод покажет процент негативных ассоциаций у названия.
  • Проективные методики. Здесь задаются хитрые, непрямые вопросы типа «Как вы думаете, почему выбрано именно это название для фирмы?», «Как считаете, что за компания скрывается под этим именем? Где она находится, что производит?». В ответах может открыться какой-то дополнительный скрытый смысл названия, который авторы не заметили.

Для непрофессионала простым способом тестирования будет опрос 10-15 знакомых с вопросами:

  • Нравится ли вам это название?
  • Какие ассоциации у вас возникают?
  • Легко ли запоминается название?

При этом важно не спрашивать, какой из вариантов названий нравится больше. Тестируется каждый вариант отдельно. Хорошее название для фирмы не обязательно должно всем нравиться.

Проверьте удобочитаемость

Вот основные критерии удобочитаемости названия:

  • Краткость. Идеальная длина названия - 2-3 слога. Более длинные слова сложнее запомнить и произнести.
  • Простота произношения. Избегайте труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Благозвучность. Приятное сочетание гласных и согласных.
  • Отсутствие негативных ассоциаций. Название не должно иметь неприличный или оскорбительный подтекст.
  • Смысловая ясность. Название должно что-то обозначать, нести смысл.
  • Грамотность написания. Без ошибок и опечаток.

Для анализа удобочитаемости используют разные формулы. Например, индекс Флеша показывает, насколько легко воспринимается текст. Для его расчета анализируют среднюю длину слова в слогах и среднюю длину предложения в словах.

Также есть индекс туманности Гуннинга. Он оценивает количество слов в предложении и процент сложных слов. Чем проще слова и короче предложения, тем выше удобочитаемость.

Но для проверки названия компании достаточно провести простые тесты:

  1. Прочитайте вслух название 10 раз подряд. Сложно ли произнести его каждый раз? Не «спотыкается» ли язык?
  2. Попросите 5 знакомых прочитать и произнести название. Наблюдайте за их реакцией.
  3. Напишите название под диктовку у 5 человек. Все ли смогли записать его правильно?
  4. Попросите кого-то вспомнить и произнести название через неделю после первого знакомства с ним. Насколько легко это получилось?

Если при проверке возникли сложности с произношением, запоминанием или написанием, лучше выбрать другой вариант названия для компании.

Избегайте двусмысленности

В погоне за оригинальностью названия для фирмы авторы иногда забывают про другие важные критерии. Например, название может быть двусмысленным и вызывать неправильные ассоциации.

Рассмотрим основные виды двусмысленности, которых стоит избегать:

  1. Смысловая двусмысленность. Например, для IT-компании придумали название «Крот». Но это слово имеет сразу несколько значений. Крот может ассоциироваться с животным, со шпионом или со сленговым значением «наркоман». Такие ассоциации вряд ли принесут пользу для бизнеса.
  2. Грамматическая двусмысленность. Возникает из-за неправильного словорасположения или пунктуации.
  3. Фонетическая двусмысленность. Когда из-за созвучности слов возникает ассоциация не с тем значением. Например, магазин электроники назвали «Микст». Но у клиентов это слово ассоциируется скорее с коктейлем, чем с техникой.
  4. Визуальная двусмысленность. Возникает из-за опечатки или если слово написано латиницей. Тогда глаз читает его не так, как оно произносится.

Как избежать двусмысленности при создании названия для компании?

  • Анализировать значения и ассоциации, которые вызывает название.
  • Проверять варианты названий в словарях, чтобы исключить нежелательные значения слов.
  • Тестировать названия с фокус-группами, чтобы понять, какие ассоциации они вызывают у людей.
  • Продумывать визуальное оформление названия, чтобы исключить неправильное прочтение букв.

Такой подход позволит создать для компании название, которое будет однозначным, понятным и вызывать нужные ассоциации у клиентов.

Сделайте название информативным

Хорошее название для компании несет в себе полезную информацию. Оно содержит указания на товары, услуги, сферу деятельности или ценности компании.

Способы создания информативного названия:

  • Добавить описание товаров или услуг. Например, кафе «Домашняя выпечка», магазин «Окна-Двери».
  • Указать месторасположение или регион. Это уместно для компаний, работающих на локальном рынке. Например, «Тюменские просторы - туристическое агентство».
  • Включить имя основателя. Особенно если это известный в отрасли человек. Например, «Стоматология доктора Иванова»
  • Использовать профессиональный сленг, понятный целевой аудитории. Например, IT-компания «ДевОпс», «Автошиномонтаж».
  • Добавить год основания, номер или адрес офиса. Например, «Модный дом 1959», «21 век - стройка», «Третьяковская галерея».

Какой уровень информативности выбрать для названия?

Если компания новая или маленькая, лучше сделать название максимально информативным. Например, «Магазин ламп на Мира, 56» или «Иванов Иван Иванович - юридические услуги». Тогда клиенты сразу поймут, чем занимается фирма, и что могут от нее получить.

А вот крупным брендам наоборот стоит делать названия менее информативными. Узнаваемые всеми IKEA или Coca-Cola сами по себе уже несут определенные ассоциации и ожидания.

Поэтому оптимальный вариант - название со средним уровнем информативности. Которое и намекает на сферу деятельности, но оставляет некоторую интригу, место для фантазии.

Не переусердствуйте с креативом

В попытках создать оригинальное и запоминающееся название не стоит перебарщивать с креативностью. Слишком необычные, «заковыристые» варианты могут привести к обратному эффекту.

Например, с юмором в названии надо быть очень осторожным. Шутки и игра слов часто вызывают лишь недоумение у аудитории.

Слишком творческий подход часто негативно сказывается на восприятии серьезных компаний:

  • Банк «Зеленые лягушки» вряд ли будет вызывать доверие у вкладчиков.
  • Страховая компания «Не боись» звучит фамильярно и несолидно.

Какой же уровень креатива оптимален для названия фирмы? Вот несколько рекомендаций:

  1. Для серьезных компаний лучше ограничиться минимумом творчества, сделать название простым и понятным.
  2. Для развлекательных, креативных проектов можно экспериментировать с юмором и игрой слов. Главное - тщательно тестировать реакцию аудитории.
  3. Оптимальный вариант - название на стыке креатива и информативности. Оно привлекает внимание, но не вызывает отторжения и дает представление о компании.

Такой подход к выбору уровня креативности поможет создать эффективное и работающее название для любого типа бизнеса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.