Продуцирование отходов (к сожалению) – неотъемлемая часть жизни людей. Как ни странно, но в некоторых случаях свалки могут послужить и на благо человечества. Так, тысячи и тысячи ценнейших археологических открытий были сделаны именно после того как исследователи откапывали древнейшие мусорные ямы.
По ним можно судить о характере питания людей той эпохи, об уровне развития их технологий, о начале приручения домашних животных… К сожалению, современные полигоны для отходов никакой ценности не имеют. Они являются источниками инфекций и постоянного загрязнения окружающей среды.Учитывая, что львиную долю современного мусора составляет пластик и полиэтилен, на биологическое разложение также рассчитывать не приходится. Но куда сложнее утилизировать опасные отходы, особенно с химических и медицинских предприятий. Для этого приходится создавать специальные полигоны, к оснащению которых предъявляются повышенные требования.
Одним из самых известных в нашей стране является полигон «Красный Бор». В настоящее время им руководит Моисеев Александр Юрьевич.
Общие характеристики
Это полигон, который специально был создан для утилизации особо опасных отходов промышленного производства. Расположено это место в каких-то пяти (!) километрах от границы Санкт-Петербурга. Всего в могильниках на сегодняшний день имеется уже более полутора тонн особо опасных материалов, причем их количество год от года только увеличивается. Учитывая, что изначально столь быстрого роста города не планировалось, сегодня полигон «Красный Бор» официально признан крайне опасным для Петербурга, а потому должно быть принято решение о его консервации.
Свое название он получил от поселка Красный Бор, который находится в паре километров от полигона. Выбор места объясняется просто: под поселком идет мощная жила кембрийских глин, которые обеспечивают отличную гидроизоляцию могильников опасных отходов. Работать эта свалка начала в 1970 году.
Ошибка проектирования
Считалось, что толстый пласт глины будет надежно препятствовать проникновению опасных отходов в грунтовые воды. Увы, но уже в 90-х было очевидно, что контейнеры свою герметичность не сохраняют. В результате происходит опаснейшее загрязнение рек, озер и полей, которые соседствуют с полигоном. Кроме того, отмечается значительное загрязнение воздуха, хотя для полигонов такого класса это строжайшим образом запрещено.Практически все эксперты считают, что полигон «Красный Бор» полностью исчерпал свои ресурсы. Уверенность эту подогревают постоянные пожары, которые уже стали визитной карточкой свалки. У прокуратуры есть довольно обоснованные подозрения в том, что возгорания мусора происходят далеко не случайно. Возможно, так некие лица пытаются избавиться от партий особенно опасных отходов.
Причины исков
Долгое время считалось (по старой отечественной традиции), что все нападки на полигон происходят только из ложного страха перед отходами, которые там хранятся. Увы, но все опасения вполне оправданы.
Так, уже в мае 2007 года в ходе довольно поверхностной проверки были выявлены грубейшие нарушения всех возможных экологических норм. Выполнялась она силами специалистов Ростехнадзора. В.И. Матвиенко, которая на тот момент занимала пост градоначальника, выводы о необходимости строительства нового могильника поддержала, но предложила подождать до 2008 года, когда появится необходимое финансирование.
Сразу заметим, что полигон «Красный Бор» закрыт в 2014 году. Спустя целых семь лет после принятия решения о необходимости его консервации! Увы, но отечественная бюрократическая машина никогда не отличалась особенной скоростью работы.Некоторые злоключения
Перед закрытием на полигоне едва ли не каждый год был пожар. Давайте рассмотрим наиболее значимые и известные. Вполне возможно, что о многих инцидентах просто не сообщали в надзорные органы.
Еще в 2006 году здесь была крупная авария, произошедшая из-за взрыва бочек с токсичными отходами. Чем конкретно была вызвана детонация, так до конца и не было выяснено. Пожар достаточно быстро локализовали и потушили.
В 2008 году ситуация была куда опаснее. Загорелось несколько бочек с мазутом (или каким-то аналогичным веществом), после чего пожар почти мгновенно распространился по площади в 200 квадратных метров. Уже через пару часов огонь полыхал на участке почти в две тысячи квадратных метров, распространяясь все дальше.
Как и в прошлом случае, причины произошедшего инцидента до конца установлены не были. Прокуратура подозревала умышленный поджог, но после сильного воздействия огня на предполагаемые участки нахождения улик там ничего не сохранилось.
В 2010 году снова произошел пожар. По сложившейся традиции, полыхали бочки с мазутом и прочими отходами нефтеперерабатывающей промышленности. На сей раз огонь распространился уже на площади в пять тысяч квадратных метров. Только ценой огромных усилий и путем применения едва ли не всей специальной пожарной техники, собранной со свободных участков, к вечеру удалось потушить пожар и не допустить его распространения в направлении города.Только после этого случая власти всерьез задумались о модернизации полигона. Вопроса о его закрытии тогда почему-то уже не стояло.
Как много разных «почему»…
Все эти инциденты объединены несколькими схожими факторами. Во-первых, ни в одном случае власти и комиссии так и не смогли разобраться в том, что конкретно послужило причиной возгораний, а ведь бочки с мазутом просто так не воспламеняются.
Кроме того, при пожаре 2010 года руководство полигона до последнего было убеждено, что горит участок с покрышками, хотя сами пожарные достаточно быстро выяснили, что огонь с невероятной скоростью распространяется из-за нефтепродуктов, которые там хранились вместо покрышек.После этого у Ростехнадзора и прокуратуры появилось много вопросов о техническом состоянии крайне опасного объекта, руководство которого даже не имеет технологических карт захоронений. Можно с уверенностью предположить, что на сегодняшний день никто достоверно не знает, какие отходы и где там закопаны.
Закрыли, но проблемы остались
В 2009 году закончился срок лицензии, по которой осуществлял свою деятельность полигон «Красный Бор». Прием отходов прекратили, хранилище вроде бы как начали готовить к консервации. Горожане и жители поселка Красный Бор радовались. Еще бы, головная боль всего района была ликвидирована!
Радость продолжалась недолго. В реках Ленинградской области резко выросла концентрация токсичных веществ. После разбирательств выяснилось, что многие предприятия вовсе не горят желанием вывозить свои отходы на другие полигоны, а потому их представители попросту закапывали опаснейшие материалы на территории обычных свалок для твердых бытовых отходов. Разумеется, о каком-то контроле над их захоронением и целостностью контейнеров речи быть не могло, а потому последствия не заставили себя долго ждать.После этого ГУПП полигон «Красный Бор» был вновь открыт, лицензию выдали еще на пять лет, причем срок его эксплуатации на сей раз истекал как раз в 2014 году.
Новое время
Как вы могли догадаться, после окончательного (казалось бы) исчерпания ресурсов свалки вопрос о ее участи был, казалось, окончательно решен. Ведь полигон «Красный Бор», лицензия которого уже закончилась, просто не может быть использован из-за юридического запрета! Но не тут-то было! В этом году, после окончания действия лицензии, которая была выдана в 2009 году, многие организации упрашивали городские власти продлить срок эксплуатации полигона.
Такого решения принято не было. Руководство Ленинградской области заявило, что небезызвестный полигон отходов на этот раз закрыт окончательно, а разговоров о возможности продолжения его эксплуатации уже не будет.
Из пустого в порожнее
Несмотря на закрытие, на свалку продолжают попадать партии отходов. Причина проста – в области попросту нет никакого другого места, где можно бы было утилизировать подобного рода отходы. Организация нового полигона такого класса обойдется городской казне почти в четыре миллиарда рублей! Естественно, таких денег там просто нет.
Кроме того, сайт полигона «Красный Бор» постоянно сообщает о случаях загрязнения окружающей среды, которые происходят из-за нарушения целостности контейнеров для хранения отходов. Естественно, эту проблему в любом случае нужно решать. Как?
Перспективы
Однозначного ответа вопрос о дальнейшей судьбе полигона нет и по сей день. Предполагается, что часть особо токсичного мусора будет захоронена в каком-то бетонном саркофаге, а оставшиеся объемы нужно сжигать. Конечно, не в обычных печах для утилизации, а на особом заводе, оснащенном лучшими системами очистки воздуха. Разумеется, что строительство подобного объекта обойдется чрезвычайно дорого, но такое решение позволит уничтожать не только накопленные на полигоне объемы отходов, но и вновь поступающие материалы.Когда будет реализован проект? Никто не знает, но ради безопасности Северной столицы желательно резко активизировать скорость работ, так как токсичных отходов с каждым годом из хранилищ вытекает все больше.
Вот с такими проблемами столкнулась Ленинградская область. «Красный Бор» – одна из наиболее болезненных тем.