Правильное ведение бухгалтерского учета подразумевает не только официальное оформление всех экономических операций, происходящих в организации, но и проведение соответствующих мероприятий. Данный процесс равнозначен сопоставлению информации, отображенной в бухучете, с фактическими сведениями состояния и наличия имущества компании. Процедура предполагает полноценный контроль имеющихся ресурсов и своевременное обнаружение неточностей или расхождений в бухгалтерском учете, а также фактов действий мошеннического характера со стороны материально-ответственных лиц. В данной статье мы разберем виды и порядок проведения инвентаризации. Целесообразно начать с понятия и сущности, чтобы в полной мере понимать значение представленной категории.
Термин и его определение
Под инвентаризацией следует иметь в виду проверку обязательств и имущества предприятия посредством обмера, подсчета или взвешивания. Понятие и виды инвентаризации, существующие на сегодняшний день, так или иначе предполагают наличие методики, позволяющей уточнить показатели учета и контроля за сохранностью имущественных комплексов, а также выявить моменты недостоверного отображения операций в бухучете.
Основная цель процедуры – нахождение ошибок, неточностей и упущений в учете, а также повышение качества произведения учетных операций на складе и контроля над деятельностью кладовщиков, бухгалтеров и других задействованных специалистов. Прежде чем рассматривать виды и порядок проведения инвентаризации, целесообразно выделить ее основные задачи.
Задачи инвентаризации
Среди актуальных на сегодняшний день задач отметим следующие:
- Формирование перечня ресурсов материального характера и их имеющегося количества в единицах натурального значения.
- Проверка достоверности отображения происходящих в бухгалтерском учете манипуляций.
- Сличение учетной и практической информации.
- Выявление неточностей, ошибок или умышленного искажения бухгалтерских сведений.
Инвентаризация имущества и обязательств: виды
Сегодня классификацию рассматриваемой категории проводят в соответствии с несколькими критериями. Разберем их по отдельности, однако для начала назовем кратко все существующие в настоящее время:
- Виды инвентаризации в соответствии с объемом. В данном случае выделяют полную и частичную.
- Разновидности согласно методике проведения. Здесь уместны такие виды инвентаризации, как выборочная и сплошная.
- Разновидности по назначению. Существует плановая, повторная, внеплановая и контрольная инвентаризация.
Виды инвентаризации по объему
Как выяснилось, в соответствии с критерием объема в настоящее время принято выделять полную и частичную инвентаризацию. Важно отметить, что проведение полной актуально в первую очередь перед формированием годовой отчетности, а также в случае ревизии или аудиторской проверки. Названный вид инвентаризации имущества охватывает абсолютно все ценности материального характера, расчетные отношения с иными юридическими и физическими лицами, а также организациями без образования юридического лица, а также денежные средства. Полная инвентаризация предполагает охват всех разновидностей средств, в том числе ценностей, которые не принадлежат организации. Среди них могут быть арендованные ОС; принятые в переработку материалы; взятые на ответственное хранение ценности, носящие товарно-материальный характер, и так далее.
Рассмотрим такой вид инвентаризации, как частичная. Ею принято называть каждую отдельную процедуру, которая охватывает часть средств компании. К частичной целесообразно отнести, например, инвентаризацию материальных ценностей, связанную со сменой ответственных в материальном плане лиц, или денежных средств (по-другому это называется ревизией кассы).
Классификация по методу проведения
Какие виды инвентаризации по методике осуществления известны на сегодняшний день? Сплошная и выборочная. В случае последней у конкретного ответственного в материальном плане лица проверяют лишь некоторые ценности на выбор. Стоит отметить, что выборочная инвентаризация реализуется на предприятиях с обширной номенклатурой ценностей. Такой вид бухгалтерской инвентаризации, как сплошная, проводится одновременным образом во всех структурных подразделениях, а также в материнских компаниях, которые являются собственностью данной организации.
Классификация по назначению
Как выяснилось, деление составляющих рассматриваемой категории в соответствии с таким критерием, как назначение, имеет больше всего разветвлений. Разберем по отдельности все виды проведения инвентаризации. Итак, плановая осуществляется согласно графику в четко определенные сроки, которые, как правило, утверждает руководство. Стоит дополнить, что данный период не подлежит оглашению. Проведение внеплановой инвентаризации актуально в силу сложившейся ситуации или конкретных обстоятельств, к примеру, в случае передачи дел ответственным в материальном плане лицом после хищений, стихийных бедствий и так далее.
Такой вид инвентаризации в бухгалтерском учете, как повторная, реализуется при возникновении сомнений в объективности, качестве и достоверности уже проведенной процедуры. И наконец, контрольная инвентаризация подразумевает контрольные проверки правильности осуществления инвентаризации после проведения основной. В данном случае актуально участие специальных комиссий, а также ответственных в материальном плане лиц. Контрольная процедура реализуется до открытия кладовой, секции или склада, где проводилась инвентаризация (этот фактор весьма банален, однако в практической деятельности он очень важен).
Порядок проведения
Далее целесообразно разобрать порядок проведения процедуры и усвоить основные моменты. Перед осуществлением инвентаризации оформляется приказ по компании, где обозначены все ключевые пункты данной процедуры. Сюда целесообразно отнести:
- Причину проведения мероприятия (этот пункт не является обязательным).
- Срок осуществления инвентаризации (обязательный пункт).
- Разновидности материальных ценностей (обязательный пункт).
- Председателя и членов комиссии (обязательный пункт).
Инвентаризационная комиссия
Что касается комиссии по инвентаризации, то она формируется обязательным образом. Об этом указано в нормативной документации. Именно ревизионная комиссия осуществляет непосредственный контроль и проверку, фиксирует наличие имущества на предприятии по факту, а также соответствие этих значений бухгалтерской информации. Важно иметь в виду, что инвентаризационная комиссия не банально производит перепись наименований и количества имущества, которое есть в организации. Ее обязанности составляет более широкий круг действий, куда относится проверка документации на ценности (счета-фактуры, накладные, акты, договоры); соответствие фактической ситуации сведениям, представленным в документах; определение и последующий анализ причин списания ценностей; выявление реальных возможностей применения тех или иных отходов деятельности.
Помимо этого, в обязанности комиссии по инвентаризации входит оформление всех необходимых документов, главным из которых выступает инвентаризационная опись. Именно в ней указывается наименование организации и структурных подразделений, основания для проведения проверки, разновидности контролируемого имущества. Помимо этого, там есть расписка ответственного в материальном плане лица касательно оприходования и списания имущества, строки для подписей председателя и избранных членов комиссии, а также графа для заполнения информации о наличии ценностей.
Этапы проверки
Важно знать, что последовательность реализации инвентаризационных мероприятий так или иначе предполагает наличие целого ряда этапов проверки, куда целесообразно отнести следующие:
- Подготовительный этап подразумевает издание соответствующего приказа, создание комиссии по инвентаризации, определение сроков осуществления процедуры.
- Фактический этап говорит о проведении непосредственной проверки, то есть подсчете, взвешивании и переписи всех имеющихся на предприятии материальных ценностей, а также формирование инвентаризационной описи.
- Обрабатывающий этап предполагает сопоставление информации в описи с бухгалтерскими сведениями, а также создание сличительной ведомости и анализ тех отклонений, которые выявлены.
- Заключительный этап подразумевает оформление результатов видов инвентаризации, указанных выше.
Оформление результатов
Как выяснилось, результаты осуществления инвентаризации обозначаются посредством инвентаризационной сличительной ведомости. При этом отражение расхождений между наличием имущества по факту и информацией, представленной в бухгалтерском учете, происходит в следующем порядке:
- Излишек имущества так или иначе приходуется, а соответствующая сумма денежных средств зачисляется на финансовые результаты предприятия. Важно дополнить, что в случае бюджетной организации речь пойдет об увеличении фондов (финансирования).
- Недостаток или порча имущества в границах нормативов естественной убыли списывается на издержки обращения или производства. Если пределы установленных норм превышены, то списание осуществляется на счет виновных сотрудников, которые выступают как ответственные. При отсутствии виновных лиц или отказе судебных органов во взыскании убытков с них списание осуществляется на финансовые результаты предприятия.
Разберем вопрос на практике
Далее рассмотрим несколько ситуаций, которые зачастую приводят в тупик в практической деятельности. Итак, каким образом списать недостающую сумму денежных средств, если виновник установлен, однако компания не имеет претензий к нему и не планирует подачу иска касательно возмещения ущерба? В данном случае списание недостачи осуществляется так же, как при не определении виновного сотрудника. Здесь важно, чтобы руководство издало соответствующий приказ касательно списания недостачи денег на финансовый результат работы структуры.
Увольнение возможно?
Можно ли уволить работника, если в процессе проведения инвентаризации появились разногласия, иными словами, недостача или излишек материальных ценностей? Важно отметить, что в обоих случаях наниматель обладает законным правом уволить его по причине утраты некой степени доверия в соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Здесь необходимо ясно понимать, что факт виновности работника должен быть в полной мере доказан. Помимо этого, согласно данной статье работодатель не имеет права уводить беременную женщину, что тоже следует учитывать на практике.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие, определение, значение, основные задачи и цели инвентаризации. Помимо этого, подробным образом разобрали существующие на сегодняшний день ее виды, порядок проведения, актуальные этапы и оформление результатов. Полезными оказались и практические данные, то есть ответы на вопросы, которые могут возникнуть у любого работодателя. Важно помнить, что при формировании сличительных ведомостей нужно учитывать пересортицу материальных ценностей, а также разницу денежных сумм, которая образовалась в результате этой пересортицы. Необходимо также списать потери в границах нормативов естественной убыли.
Следует помнить, что для грамотной оценки финансового положения компании следует обладать достоверной информацией касательно всего имущества, которое находится в ее распоряжении. Именно поэтому инвентаризация является обязательной процедурой, позволяющей добиться стабильных финансовых показателей деятельности компании. Естественно, есть множество других более важных факторов, однако данная процедура является неотъемлемым элементом правильного функционирования структуры, потому что позволяет получить информацию о состоянии и наличии материальных ценностей в организации.