Брахман - это... Брахманы в Индии
Индия является страной с чрезвычайно интересной и древней культурой. В современном индийском обществе влияние той былой культуры все еще ощутимо. Высшим слоем общества в Индии издавна считаются брахманы или, как их еще называют, брамины. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – кто они такие? Какой вес в обществе имеет та или иная варна? Кто такие брахманы? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Индийская легенда
Индийцы рассказывают легенду, которая объясняет появление четырех варн (сословий). Согласно этой истории, разделил людей на классы бог Брахма, расчленив Первочеловека Пурушу. Рот Пуруши превратился в брахмана, его руки - в кшатрии, бедра – вайшья, а ноги – шудра. С тех пор индийцы упорно подразделяют людей на касты, которые во многом определяют судьбу каждого жителя этой страны.
Разделение каст в древности и их влияние на общество в современности
Касты, или определенные слои общества, до сих пор имеют огромное влияние на жителей Индии, несмотря на то что в 1950 году закон о разделении жителей на них был отменен. Проявление давних законов все еще присутствует – и это заметно при знакомстве двух людей, которые принадлежат к одной касте. О причислении к тому или иному слою общества говорит не только поведение индийцев, но и их фамилии. К примеру, фамилия Ганди, несомненно, принадлежит человеку из торговой касты из Гуджарата, а брахман – это Гупта, Дикшит, Бхаттачария.
Кшатрии – класс воинов
Помимо брахманов, индийское общество подразделяется еще на 3 класса - есть кшатрии, вайшьи и шудры. Кшатрии – это вторая по статусу каста после брахманов, в которую входят воины, защитники государства. Название этой касты означает «власть», поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к ней принадлежали многие индийские правители. Кшатрии могут похвастаться наличием особых прав – им прощаются такие проявления эмоций, как гнев, страсть и т. д., они могут наказывать и миловать. Закон для них превыше всего. Также из данной касты получаются отличные военные, должностные лица, и даже управляющие в поместьях. Именно брахманы издавна были советниками кшатриев – это сотрудничество являлось взаимовыгодным, ведь задача брахманов заключалась в том, чтобы работать умом, а кшатриям предстояло действовать. Философия индуизма рассматривает и другие касты, менее статусные.
Вайшьи – ремесленники и торговцы
Вайшьи – это представители третьей по статусу варны (по одной из версий, слово переводится как «зависимость», по другой – «народ»). Она считается наиболее многочисленной, так как именно к ней относятся ремесленники, торговцы, ростовщики. Правда, в последнее время она считается варной торговцев, потому как еще в древние века многие христиане потеряли свои земли, начав восприниматься как шудры – четвертая варна, самая низкая по статусу (не считая Неприкасаемых - особую касту индийцев).
Шудры: слуги и разнорабочие
Шудры – это люди, которые находятся в подчинении. Если высшей варной считаются как представители бога брахманы, шудры занимают самую низшую ступень, и их обязанностью является служение трем более высоким варнам. Когда-то их подразделяли на чистых (брахманы могли принимать из их рук еду) и нечистых. Считается, что данная каста сложилась позже других, и состояла она из людей, потерявших землю, а также рабов и арендаторов. В наше время шудрами можно назвать практически все население Индии. Существует также каста Неприкасаемых, которые, по сути, не относятся ни к одной варне. В нее входят рыбаки, проститутки, мясники, уличные артисты и бродячие ремесленники. Отдельная джади Неприкасаемых вообще уникальна – она включает в себя трансвеститов, евнухов и т. д. Неприкасаемые почти полностью изолированы от индийцев, принадлежащих к другим кастам – они не имеют права не только разговаривать с ними, но и прикасаться к их одежде. Им также запрещается посещать государственные учреждения и ездить в транспорте. И, наконец, поговорим о брахманах, которые, в отличие от Неприкасаемых, считаются самой уважаемой кастой в Индии и пользуются особыми привилегиями.
Брахман – это представитель высшей касты в Индии, аналог европейского духовного наставника. Эти люди являются членами высшей варны. В древние времена в руках брахманов сосредотачивалась вся власть. Они были жрецами, советниками царей, хранителями старинных манускриптов, учителями и учеными. Среди брахманов встречались также монахи и судьи. Ранее в их задачи входило воспитание детей и подразделение их на варны – для этого учитель анализировал поведение ребенка. В наше время варна передается, как правило, по наследству, что не совсем правильно, ведь каждая каста обладает индивидуальными особенностями характера, о чем говорит бог в индуизме. К примеру, задача брахманов – это созидание и освобождение. Классический брахман не думает о мирских проблемах, он погружен во что-то более глубокое и настоящее. Кшатрии уверены, что главное для них – выполнение долга, для вайшьи – обогащение, для шудры – плотские наслаждения.
Обратимся к словарю
Слово «брахман» в переводе с древнего индийского языка санскрита означает «духовное начало», символизирующее высшее безличное существо, которому чужды и неинтересны мирские дела. Также данное слово означает молитву.
Согласно другому толкованию, брахманами называют священные книги, которые представляют собой комментарии к Ведам (так именуется сборник самых старых священных писаний на санскрите).
Брахман – это философ, издавна почитаемый жрец и даже правитель. Они ассоциировались у индийцев с высшими существами, наиболее приближенными к религии, а значит, к богу. Тем не менее, индуизм переживает не самые лучшие времена, так как число индуистов, по статистике, там ниже, чем христиан и мусульман. Однако в настоящее время многие брахманы в Индии являются людьми всесторонне развитыми, не перестающими учиться и расти интеллектуально. Они стараются поддерживать свой статус, сохраняя древние традиции. Но так ли все радужно, как звучит, на самом деле? Давайте рассмотрим плавный переход брахманов от древности к современности.
Брахман - это кто? История и современность
Брахманы – это волхвы (в русском языке). Раньше брахманов почитали даже больше, чем правителей, ведь их можно назвать духовными наставниками, которые направляли народ на путь религии. В наше время их также уважают, несмотря на то что далеко не все люди, имеющие подобный статус, живут по законам. Собственно, обряд в наше время может пройти любой и стать брахманом, но важно также соблюдать данные во время мероприятия обеты.
В наше время к брахманизму, по большому счету, приходят немногие, потому что эти люди представляют собой более духовное, а не физическое воплощение человека.
В современной Индии многие люди этой варны представляют классы интеллигенции и господствующие сословия. Тем не менее, нужда порой заставляет брахманов нарушать древние устои - выбирать работу в качестве прислуги или мелких служащих. Также среди брахманов встречаются крестьяне. Отдельная группа (джади) браминов живет лишь благодаря подаяниям туристов.
Люди, рожденные в касте брахманов, имеют ряд ограничений, наложенных на них статусом.
- Брахман не может принимать пищу из рук представителей других каст, потому что они считаются низшим сословием. При этом брамин сам может поделиться с любым человеком пищей.
- Брахман не может заниматься физическим трудом, так как его работа является духовной или интеллектуальной.
- Брак между брахманом и представителем другой варны невозможен. Однако брамин имеет право выбрать свою вторую половинку из другой общины браминов.
- Некоторые брахманы не употребляют в пищу мясо.
Иностранцы шутят, что многие индийские программисты являются брахманами.
«Частицей» брахмана является атман. Это индивидуальная сущность, субъективное психическое начало. Атман и брахман – это разные, но неразделимые вещи. Индийцы уверены, что в каждом человеке есть глубинная сущность, которая способна открыть ему путь к счастью. В то время как брахман является чем-то более неизведанным, тем, что выше человеческого понимания и осознания, атман скрыт в каждом человеке, каждое внешнее проявление руководствуется им.
Философия индуизма, несмотря на то что в Индии не так уж много ее сторонников, до сих пор оказывает существенное влияние на многослойную систему разделения варн. В сущности, даже когда индийский царь Ашока принял буддизм в качестве государственной религии, система осталась прежней, что говорит о ее невероятной устойчивости в процессе больших изменений.
В философии индуизма существует несколько сущностей бога
- Бог брахман воспринимается как безличная сущность. Достигнув ее, человек обретает блаженное состояние, которое можно назвать (в буддизме) нирваной.
- Паратигма является вездесущим проявлением бога, которое находится в каждой частичке материального мира.
- Бхагаван – верховная личность бога, проявляющаяся в различных формах – Вишна, Кришна и т. д.
Более того, различные течения индуизма воспринимают религию по-разному, поэтому бог в индуизме не имеет единого облика.
Заключение
В этой статье мы разобрали понятие «брахман», а также рассмотрели другие касты, на которые испокон веков подразделяется население Индии.