Вскоре Военно-воздушные силы РФ получат новейший истребитель 5-го поколения Т-50. Самолет стоит дорого, около ста миллионов долларов США в пересчете на сегодняшний курс валюты, и у рядового налогоплательщика вполне может возникнуть вопрос о целесообразности траты столь значительной денежной суммы.
Зачем нам ПАК ФА, и другие вопросы
Нужна ли такая недешевая «игрушка» нашим военным, есть ли в ней насущная необходимость и какова будет ее роль в обеспечении мирного неба над нашей страной? С какими противниками самолету предстоит встретиться в предположительных и вероятных воздушных схватках? Сможет ли он выйти из них победителем и какова вероятность такого исхода? Какие задачи предстоит решать этому «фронтовому авиакомплексу», да еще и перспективному? Каковы его возможности и характеристики? И кто первый начал очередной виток военно-воздушной гонки? Последний вопрос и может стать ключом для ответа на все остальные.
Гонка в воздухе
Гонка вооружений происходила в истории человечества всегда. Преимущества армии, владеющей наиболее совершенными образцами техники, если не на все сто процентов, то, по крайней мере, существенно влияли на исходы войн. С середины сороковых годов началось бурное развитие реактивной авиации. Одно за другим сменялись поколения истребителей, каждое из которых отличалось от предыдущего все лучшими техническими характеристиками: скоростью, скороподъемностью, потолком, маневренностью, калибром и количеством стволов бортового стрелкового вооружения, наличием и числом ракет различного типа, средствами обнаружения и навигации. Всего поколений пока было пять. К последнему из них относятся американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Т-50. Истребитель пятого поколения сразу по внешнему виду можно отличить от самолетов, еще совсем недавно считавшихся последним словом авиационной техники.
Внешние отличия
Итак, каковы же внешние признаки новейших самолетов-перехватчиков? Первое и главное отличие их состоит в несколько угловатых очертаниях, непривычных после красивых плавных силуэтов МиГов, «Сейбров», «Фантомов» и «Сухих», к которым все привыкли за последние десятилетия. Разумеется, эстетика здесь не при чем. Внешние обводы, состоящие из пересекающихся под определенным углом плоскостей, обусловлены возможностью поверхностей отражать радарные излучения так, чтобы как можно в большей степени они не возвращались на приемную антенну локатора, а уходили куда-то в сторону. Тем же требованием продиктовано и отсутствие или минимизация вооружений на внешних подвесках, которые из-за сложной геометрической формы «светятся» особенно ярко. Люди, немного понимающие в авиации, отметят и третий признак, по которому можно отличить истребитель пятого поколения. ПАК ФА Т-50, как и его зарубежные собратья-современники, обладает поворотным вектором тяги. Если перевести этот технический термин на общепонятный язык, это означает, что сопла имеют возможность поворачиваться относительно продольной осевой линии в двух или трех плоскостях. Во всем остальном самолеты пятого поколения имеют примерно такую же конструкцию, как и предыдущие модели.
Материалы
Внешний вид техники не позволяет судить о многих других параметрах, недоступных глазу. Новый истребитель пятого поколения Т-50 сделан не только из титановых и алюминиевых сплавов, в значительной степени (практически наполовину) его конструкция выполнена с применением композитных пластиковых материалов. Технологические достижения химической продукции открыли дорогу использованию полимеров для изготовления деталей, которые ранее делались только из металла. Это сразу же решило множество проблем: стал меньшим вес, опасность эксплуатационной коррозии тоже снизилась, но главным эффектом стала малая заметность для средств ПВО. Полимерные цепочки служат своеобразным демпфером, гасящим высокочастотные излучения. Последние достижения в этой области нашли применение в материалах изготовления Т-50. Истребитель пятого поколения должен быть сверхманевренным, малозаметным и обладать сверхзвуковыми скоростными характеристиками. Следовательно, ему необходимо быть легким, прочным и отражать как можно меньше высокочастотных излучений.
«Раптор» - «первый блин»
Американцы оказались пионерами в области внедрения принципов пятого поколения истребительной авиации. Они же и вкусили первые горькие плоды опыта.
Низкая радиолокационная заметность, ставшая насущной необходимостью в условиях современной войны, создала авиаконструкторам огромное количество проблем. Представления об аэродинамике пришлось пересмотреть, что заметно ухудшило летные качества. Пострадала и прочность. «Раптор» выдерживает меньшие нагрузки, чем «Фантом», бывший «рабочей лошадью» ВВС США еще во время Вьетнамской войны (4,95g/0,8 мах у F-22 против 5,50g/0,8 мах у F-4E). Скорость его тоже ниже, чем у самолетов, разработанных в конце 50-х годов, и получивших боевой опыт в 60-е.
Скромные летные характеристики обусловлены и необходимостью внутрифюзеляжного размещения вооружений. МиГи, «Фантомы» и «Томкэты» несли ракеты под крыльями, а почти все внутреннее пространство их занимали силовая установка, топливные баки, кабина экипажа, авионика и другие важные узлы. Ясное дело, дополнительный объем ухудшает аэродинамику. А это влечет за собой очень серьезные последствия. Если «Раптор» все же будет обнаружен, и по нему противник выпустит ракету, то все, что останется пилоту, это заблаговременно катапультироваться. Уйти от удара шансов мало.
Стоит американский самолет примерно 350 миллионов. Один час его полета, учитывая эксплуатационные расходы и оплату труда пилота «тянет» на 44 000 $. Это дорого. «Раптор» F-22 уже снят с производства.
Китайский «черный орел»
В КНР реактивные истребители начали строить с опозданием на одно поколение. На заре народной авиапромышленности собственных конструкций не было, копировались советские самолеты. Поэтому свой «Стеллс» J-20 китайцы скромно относят к четвертому поколению, хотя по мировым стандартам он скорее соответствует пятому. О «Ченду» известно мало, но судя по внешнему виду, он во многом остается носителем идей советских конструкторов.
Несостоявшийся проект МиГ-1.44 вдохновил инженеров Chengdu Aircraft Industry Corporation на создание сходной композиционной схемы. От российских самолетов «Черный орел», как называют также J-20, получил и двигатели. Для истребителя пятого поколения Т-50 конструкторы КБ «Сухой» предусмотрели двухконтурные силовые установки с переменным в двух плоскостях вектором тяги. Подробности неизвестны, но тягу два двигателя развивают до 18 тонн, что, конечно же, больше, чем у J-20.
Еще один американец
В конце восьмидесятых в США началась амбициозная программа по перевооружению Корпуса морской пехоты. Для замены «Хорнета» F-18 требовался новый самолет, обладающий некоторыми из признаков следующего поколения авиатехники. Задача усложнялась двумя требованиями, предъявленными Пентагоном: возможностью морского корабельного базирования и как можно меньшей стоимостью. Победил в конкурсе самолет, разработанный фирмой Локхид-Мартин F-35 «Лайтинг» («Молния»). По своим летным и эксплуатационным характеристикам, а также по боевым качествам он уступает даже российским перехватчикам класса Су-35. Т-50, истребитель пятого поколения, значительно превосходит его практически по всем параметрам.
Как выявить лидера?
В настоящее время на призовые места при выборе лучшего современного перехватчика могут теоретически претендовать три самолета. При этом представляется нелегкой задачей само сравнение истребителей пятого поколения. Т-50, F-22, J-20 и даже F-35 являются образцами засекреченными, подробности их конструкций составляют государственную тайну, а судить о них можно только по тем отрывочным сведениям, которые все же просочились в прессу во время их выставочных показов. И все же определенные выводы сделать можно.
Сравнение «Сухого» с «Раптором»
По причине отсутствия подробной технической информации есть смысл использовать самый простой метод оценки, геометрический. ПАК-ФА имеет большие размеры по сравнению с «Раптором», следовательно, в его оружейные отсеки может поместиться больше ракет или управляемых бомб. Так и есть, по опубликованным данным он несет 10 УР в фюзеляже и еще 6 под крыльями (у F-22 соответственно 12 и 4). При этом западные эксперты указывают на ухудшение скрытности при использовании внешних подвесок, но российские инженеры туманно намекают, что владеют технологией «Плазма-стеллс», нивелирующей этот недостаток. Судить о том, чей истребитель 5-го поколения лучше, можно и по радиусу боевого применения. Т-50 может преодолеть 5,5 тыс. км, в то время, как F-22 только 3,2 тыс. км. Достоинства «Раптора» проявляются в особой системе рассеивания теплового следа, а также в радаре, работающем с оптимальной мощностью излучения. Обе эти особенности затрудняют его инфракрасное обнаружение. Он также имеет высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость (1,8 маха, как и у Т-50), позволяющую ему быстрее прибыть на место воздушного боя. А что же дальше?
Предполагаемый бой
Маневренные характеристики российского истребителя пятого поколения Т-50 значительно лучше, чем у американского перехватчика F-22. Это, при всех прочих сопоставимых параметрах, определяет успех в современном воздушном бою, если судить по военному опыту недавних десятилетий. При этом оба самолета создавались для решения разнообразных задач, в том числе и для ударов по наземным целям. В отличие от американского «коллеги» российский Т-50, истребитель пятого поколения, может быть также и сверхзвуковым штурмовиком, в то время как «Раптору» перед выстрелом нужно снизить скорость.
Не умаляя достоинств американского перехватчика, можно предположить, что в случае воздушного боя при прочих равных условиях успех будет сопутствовать российскому самолету чаще, чем американскому. Специалисты даже называют примерное соотношение возможных потерь: один к четырем. На практике лучше эту цифру все же не проверять.
Беда только в том что как здесь было написано производство F-22 уже завершено, ему на смену пришёл F-35 Lightning II. А самолёт Т-50(Су-57) так никогда на свет и не появится.
Да у раптора были проблемы, куда ж без них, но тут надо понимать, если не было бы 5 поколения, не смогли бы изготовить 6 поколение, так как нет "базы". И у нас та же самая картина. Правда ситуация с проектированием у нас 6 поколения вообще " анекдот" дв