Пушка "Рапира": технические характеристики, модификации и фото
Единожды появившись на поле сражения, танк стал кошмаром пехотинца надолго. Первые из этих машин были практически неуязвимы, и боролись с ними только путем рытья противотанковых рвов и создания заградительных надолбов.
Нужны ли сегодня противотанковые пушки?
Многие обыватели считают, что на современном поле боя этому «архаичному» оружию уже не место: дескать, броня нынешних танков далеко не всегда пробивается даже кумулятивным боеприпасом, чего уж ждать от каких-то там пушек! Но эта точка зрения не совсем верна. Есть такие их образцы, которые способны доставить много проблем даже весьма «навороченным» машинам. К примеру, противотанковая пушка «Рапира» советского еще производства.
Оружие это настолько интересное, что о нем следует поговорить отдельно. Чем мы сейчас и займемся.
Предыстория создания
Примерно в середине 50-х годов прошлого века стало понятно, что основные противотанковые средства нуждаются в срочном повышении боевой мощи. Причина заключалась в появлении у американцев собственных проектов тяжелых танков. На тот момент на вооружении СА стояла пушка Д-10Т и БС-3 (обе – 100 мм). Техники справедливо предполагали, что их технических характеристик может оказаться недостаточно.
Проще всего было увеличить калибр… но такой путь вел к созданию огромных, тяжелых и неповоротливых орудий. И тут советские инженеры решили вернуться к гладкоствольной артиллерии, которая в России не применялась вот уже с 1860 года! Что же заставило их принять такое решение?
А все дело в огромной скорости, до которой должен разогнаться бронебойный снаряд в стволе. Любая погрешность в изготовлении последнего ведет не только к катастрофическому падению точности, но и к повышению риска разрушения всего орудия. С гладким же стволом ситуация совершенно противоположная. Основное его преимущество состоит в равномерном износе.
Трудности выбора
Но какую же замену отыскать нарезам? Ведь именно за их счет снаряд сохраняет курсовую устойчивость, позволяя вести эффективный огонь на большие расстояния! И снова решение отыскалось в архивах артиллеристов. Оказалось, что для гладкоствольной артиллерии можно использовать оперенные снаряды. Современные (на тот момент) технологии позволяли сделать его не только калиберным (совпадающим с внутренним диаметром пушки), но и раскрывающимся. Проще говоря, снаряд раскрывал лопасти уже после покидания пределов ствола (как у гранатомета РПГ-7).
Первые опыты и первый образец
Так родилась «Рапира» - противотанковая пушка, фото которой неоднократно приводится в этой статье.
Что использовалось при ее создании?
Чтобы ускорить работу, взяли лафет от пушки Д-48, слегка поменяв его конструкцию. Но полевые испытания сразу же показали, что он слишком хлипок для нового орудия. Пришлось переделывать эту деталь буквально с нуля. Новые испытания пушка выдержала с честью и была принята на вооружение. Она известна как орудие калибра 105 мм «Т-12». «Рапира» современного образца в значительной степени от нее отличается.
Чтобы вы лучше себе представляли, на что способна пушка «Рапира», характеристики которой мы вкратце расписали, предлагаем взглянуть на таблицу.
Калибр | 105 мм |
Количество обслуживающего персонала (расчет орудия) | Шесть человек |
Вес | 3280 кг |
Общая длина орудия | 9980 мм |
Масса снаряда (в зависимости от характеристик), кг | 5,21/11,4/19,5 |
Дальность стрельбы, максимальная | 8700 м |
Заметим, что это – не современная пушка «Рапира». Характеристики последних ее модификаций намного серьезнее.
Характеристика боеприпасов
Для противотанковой пушки боеприпас – первейшее дело. Даже феноменально дальнобойное и надежное орудие превращается в «тыкву», если для него используются устаревшие, некачественные снаряды. И пушка «Рапира», ТТХ которой приведены нами выше, – лучшее тому подтверждение.
Боеприпасы для нового оружия также доставили много хлопот, так как их пришлось разрабатывать заново. Основной тип – подкалиберные и кумулятивные. Для поражения живой силы противника используется стандартный осколочно-фугасный тип выстрела. Учеба расчета производится с использованием учебных подкалиберных снарядов. Очень много проблем доставило оперение последних, так как опыта в создании чего-то подобного попросту не было, да и сама гладкоствольная 100-мм пушка еще не была толком освоена отечественной промышленностью.
Сложность была в том, что снаряд с нераскрывшимися лопастями должен был достаточно надежно прилегать к стволовому каналу, не образуя люфтов. Были приняты и тут же отброшены десятки концепций, но ни одна не удовлетворяла всех требований конструкторов. Как ни странно, но рабочим оказалось решение, которое было предложено в самом начале и отвергнуто «из-за примитивности». Это еще раз подтвердило, что самое простое – зачастую самое надежное.
Новое решение
Много работы было с ведущим пояском снаряда: в конце концов, остановились на тройном варианте, элементы которого были соединены обтюрирующим медным кольцом. Как только снаряд покидает ствольный канал, аэродинамические силы попросту разрывают этот поясок, и «стрела», раскрывшая оперение, устремляется к танкам. На дальности до 750 метров отклонение составляет не более 2,5 градусов по горизонтальной линии прицеливания.
Особенности прочих типов выстрелов
Кумулятивный и стандартный осколочно-фугасный выстрелы имели аналогичную конструкцию. В их случае корпус снаряда также жестко соединялся с хвостовой втулкой, на которой крепилось оперение. Отличие заключалось в отсутствии обтюрирующего пояска и диаметре, совпадавшим с таковым для ствола. Для кумулятивных снарядов использовалась втулка с пятью лопастями оперения, а в случае осколочно-фугасного выстрела – с шестью.
Кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы предъявляли не столь высокие требования к гильзе, а потому ее делали из обычной (плакированной лаком) стали. Снаряды же подкалиберного типа снаряжались исключительно в высококачественную латунную гильзу, которая не так изнашивала оружие. «Рапира» – пушка на то время весьма дорогая, а потому специалисты искали любые пути для увеличения ее эксплуатационного срока.
Доработка снарядов
Новые элементы в конструкции
Потребовалось просто добавить в конструкцию «стрелы» дополнительный сердечник из особо прочного сплава. Как только была внедрена эта часть (весом всего 800 г), выполненная из карбида вольфрама, стрельбы тут же показали фантастические результаты: пробиваемость наклонной брони улучшилась сразу на 60 %!
Вскоре все эти характеристики были проверены на практике. Пушка «Рапира», боевое применение которой началось во время инцидента на Голанских высотах, показала отличные результаты по пробиваемости.
Дальнейшее развитие проекта
Очень скоро на новую пушку обратили внимание и советские танкисты. Им импонировала мощь и низкая отдача гладкоствольного орудия и его небольшой вес. Были наспех собраны первые образцы, которые сразу произвели на военных неизгладимое впечатление.
Будучи установлена на шасси танка Т-54, новая 100-мм пушка «Рапира» пробивала учебные мишени (списанные корпуса тех же Т-54) навылет, причем с запредельных расстояний. От овечек, которые исполняли роль экипажа, практически ничего не оставалось.
Дело в том, что при калибре 100 мм он был особенно не нужен. Учитывая же то обстоятельство, что советские танки никогда не отличались запредельными габаритами и массой, а дульный тормоз сильно повышает отдачу, его установка в отечественном танкостроении практиковалась только в тех случаях, когда все иные способы гашения уже были испробованы и не дали нужного результата.
Новые модификации
В начале 1970-х пушка «Рапира» снова модифицируется. Результатом работы ученых и инженеров стало орудие Т-12А (2А29). Металлурги и химики нашли способ изготавливать более прочные стволы, что автоматически дало задел для испытания новых, усиленных боеприпасов.
В очередной раз был полностью переработан лафет, в результате чего удалось практически полностью избавиться от вибрации при стрельбе, практическая скорострельность выросла почти в полтора раза. Был разработан и принят на вооружение прицел для ночной стрельбы, а также комплекс радиолокации, предназначенный как для ночи, так и дневного времени при условии плохой видимости (пылевые бури, к примеру). Внешне эту модификацию отличить очень просто, так как дульный тормоз орудия сильно смахивает на солонку.
Одновременно с модификацией 2А29 приняли на вооружение совершенно новый подкалиберный снаряд с рабочей частью, выполненной из цельного куска вольфрамового сплава. Масса боеприпаса несколько выросла, зато дальность стрельбы увеличилась приблизительно на 30 %. Следом появилась новая редакция наставлений для боевого расчета пушки. В ней говорилось, что стрельба улучшенным боеприпасом из старой «Рапиры» 2А19 категорически запрещена, так как возможен разрыв ствола.
Начиная с 1971 года в серию пошла обновленная танковая «Рапира» под индексом Т-12А – 2А20М1 «Стилет».
Заключение
Так, во время Югославского конфликта она использовалась всеми сторонами с весьма неплохими результатами. Специалисты отмечают, что это орудие идеально подходит для борьбы с легкой бронетехникой противника (которая тяжелее отечественных БМП раза в два). Кроме того, пушка «Рапира» (фото выше), практически наверняка может поразить большинство танков НАТО в борт и корму. Это дает основание предполагать, что «старушке» еще рано отправляться на покой.