Что такое канон? Покаянный канон перед причастием
Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.
Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность – в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.
Молитва, канон перед Причастием призваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться – это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.
Что такое канон
Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.
Первое. Канон – это свод правил Православной церкви.
Второе. Канон – своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.
Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием, канон по болеющим, по усопшим.
Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.
Как устроен канон
Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного – грешную).
Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.
В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.
Таинство Причастия
Причастие – это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.
Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.
- Соблюдать пост.
- Читать молитвы и каноны перед причастием.
- Получить на исповеди отпущение грехов.
- Воздерживаться от плотских отношений.
- Совершать дела милосердия.
Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3–5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.
Канон перед Причастием читается каждый вечер. После него – молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.
Кто не допускается к Причастию
- Женщины во время месячных.
- Отлученные от Святых Тайн.
- Не сходившие на исповедь.
- Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
- Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.
Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.
Подготовка к Причастию
Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения – первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.
Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.
Каноны перед исповедью и Причастием несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них – вот истинная суть покаяния.
Таинство исповеди
Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.
Канон перед причастием также следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.
Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.
Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.
Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.
Каноны перед причастием
Причастие – это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны – каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.
Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу – молитвами.
- Покаянный канон перед причастием ко Господу нашему Иисусу Христу.
- Молебный канон по Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю перед причастием.
Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.
После того как три канона перед причастием будут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.
Молитвенное правило перед Причастием
Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.
Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.
Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.
Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.
Искать полезность для души и тела – вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.
В какое время следует читать каноны
Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое – мирским делам.
Каноны перед причастием можно читать каждый вечер, а можно ограничиться одними молитвами. Если христианин искренне желает покаяться в своих прегрешениях, то и подготовка его будет соответствующая.
Канон перед причастием, текст его создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.
Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни - попросить божьего прощения, за другие - поблагодарить.
Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.
Совмещенные каноны перед причастием
В дни говенья следует более прилежно читать молитвы, чем в обычные дни. Это подготовка души к встрече со Святыми Таинствами.
Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.
Соединяются 3 канона перед причастием таким образом:
- ирмос 1 песни покаянного канона;
- тропари покаянного канона;
- тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
- тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.
Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.
Как читать каноны
Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.
Правильные каноны перед причастием читаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.
Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.
Поведение перед Причастием
Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.
Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые – вежливыми. Ленивые – трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.
Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.
Значение канона
Каноны перед исповедью и Причастием – это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.
Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.
Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.