Гиперреализм в живописи: иллюзия жизни или бегство от реальности?

Человечество на протяжении столетий стремилось зафиксировать при помощи различных художественных средств не только вполне материальную окружающую реальность, но и свои эмоции, переживания и чувства. Каждая эпоха проявляла себя в новом или старом, но видоизмененном художественном стиле, соответствующем ей. Некоторые из них просто выходили из моды и забывались, другие же становились классикой и служат эталонами и сегодня.

Гиперреализм в живописи
Гиперреализм в живописи появился в середине прошлого века, но и сегодня активно развивается. Что это за направление, в чем его особенность, постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

Начнем с того, что слово «гиперреализм» составлено из двух слов: латинского — realis — «вещественный», «действительный», и греческого - hyper – «сверх». То есть отстраненный взгляд на действительность как бы со стороны, сверху, вне ситуаций. Довольно часто критики и искусствоведы под термином «новая вещественность» объединяют и совместно рассматривают гиперреализм и фотореализм, живопись, творчество художников, считая эти термины синонимами.

Таким образом, под гиперреализмом понимается художественное направление в живописи, базирующееся на фотографически точном воспроизведении реальности, сочетающее в себе естественность образов и одновременно драматическое их отчуждение.

Гиперреализм и фотореализм живопись творчество

Искусствоведы отмечают, что гиперреализм в живописи близок к поп-арту. Объединяет их как сложная композиция, так и ориентация на прагматизм и натурализм, временами чрезмерный.

Немного истории

Возникновение в Соединенных Штатах в 60-х годах XX века такого направления, как гиперреализм, стало достаточно заметным событием для всего мирового изобразительного искусства. Первыми американскими гиперреалистами считаются:

  • Д. Солт, рисовавший брошенные машины.
  • Р. Гоингз и Р. Эст, изображавшие жизнь городов, отраженную в витринах.
  • Р. Коттингэм, на картинах которого - различные рекламные щиты.
  • Р. МакЛиэн, писавший конные бега.

Брюссельская выставка произведений искусства, проводившаяся в 1973 году, и изданный по поводу ее проведения каталог назывались «Гиперреализм». В живописи художники были представлены по большей части американские. Но выставлялись работы и ряда европейских художников, творящих в этом направлении: Гноли, Делкола, Герхарда Рихтера, Клафека.

Гиперреализм творчество картины художников

Через тридцать лет слово «гиперреализм» было использовано для обозначения стиля художников, имитирующих посредством различных живописных средств фотоснимки. На их полотнах изображены современные витрины магазинов и станции метро, технические приборы, здания и люди, различные бытовые приборы и домашние вещи, еда.

Особенности стиля

Гиперреализм в живописи характеризуется точностью и бесстрастностью, воспроизведением окружающей действительности без эмоционального отношения со стороны художника.

Особенностью этого направления является имитация фотографии и присущего ей принципа автоматизма фиксации, а также документализм и несколько механический характер изображений. В своих полотнах художники этого жанра стремятся создать атмосферу некоторой сверхреальности – отчужденной и статичной, холодной и бесстрастной, отстраненной от зрителя.

Жанры

Гиперреализм в живописи художники
Стоит отметить, что гиперреализм в живописи обладает сюжетом. В нем можно выделить (довольно условно) три основных жанра:

  • натюрморт;
  • пейзаж;
  • портрет.

Однако это не классические жанры, а особая группа сюжетов, которую можно определить как предметный мир - город и улицы–люди.

Натюрморт

Рассматривая сюжеты, которые использует гиперреализм, творчество, картины художников как американских, так и российских, легко обнаружить некоторую общность в тщательной проработке деталей и отрицание абстрактных форм, а также заметить разницу в темах и изображаемых объектах. Для западных гиперреалистов свойственно изображение достижений потребительского общества (товары в ярком, глянцевом обличье).

Гиперреализм в творчестве художников

Отечественные же художники этого направления, такие как, например, О. Флека, Р. Гоинза, в своих полотнах представляют в основном объекты окружающей действительности (кирпичную стену или забор).

Пейзаж

При первом взгляде на пейзажи художников-гиперреалистов возникает впечатление, что их интересуют только современные мегаполисы и неоновые огни вывесок, магистрали и пустынные улицы, а также обыденные и, казалось бы, ничем не примечательные проявления простой жизни. В пейзажных работах можно увидеть пустые города и улицы, какие-то искусственные, заполненные чувством одиночества и опустошенности. Особое внимание в гиперреалистическом пейзаже уделяется изображениям знаков дорожного движения, выступающих в роли судьбоносных указателей, и переплетению проводов, служащих нитью Ариадны в современном мире.

гиперреализм творчество художников

Портрет

Художники–гиперреалисты не копируют реальных людей, а детально и очень достоверно прорисовывают их так, что получаются очень реалистичные изображения с проработанными мельчайшими деталями и подробностями.

В этом направлении принято использовать такие передовые приемы и техники фотографии и кинематографа, как:

  • различные оптические эффекты;
  • авторская раскадровка;
  • съемка с высокой точки;
  • крупный план;
  • монтаж.

Таким образом, можно говорить о том, что художники гиперреализма создают убедительную и красочную иллюзию реальности, которая более правдоподобна в работах, чем есть на самом деле. Произведения этого направления символически отображают современную среду и обращают наше внимание на обыденные детали повседневной жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Гиперреалисты как субъект видят объект-бытие таким как оно есть, а реалисты перерабатывают видение объекта и он становится вещью в себе. Это и есть отличие человека от животного.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.