Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада
Малыши в детском саду все разные, не похожи друг на друга. Одни общительные и ласковые, другие молчаливые, третьи драчуны и забияки. Именно через игру детки начинают понимать, каким образом они должны взаимодействовать с окружающими, что такое хорошо и плохо, какие поступки ведут к каким последствиям. Эти знания очень пригодятся им в большой жизни, а значит, картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе должна быть знакома каждому воспитателю. Именно благодаря этим занятиям дети учатся жить общими интересами, доказывать свою точку зрения и искать компромиссы, проявлять доброжелательность.
Какие задачи стоят перед воспитателем
Работа с детьми – это постоянный творческий процесс. Здесь нет жестких рамок, так как каждая личность уникальна. Но в арсенале воспитателя должна быть картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе, чтобы можно было структурировать процесс обучения и развития. Итак, воспитатель должен:
- Научить ребенка играть содействовать объединению детей их общей игре.
- Руководить процессом игры, приучать их соблюдать правила.
- Создать необходимую игровую среду и развивать сюжет.
Мы подробнее поговорим про создание игровой среды, так как без этого картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе является бесполезной. Немного позднее мы подробно разберем самые важные игры, которые необходимо вводить в программу как обучающий элемент.
Игровой материал
Вам потребуется большой набор «предметов оперирования». Это игрушки, которые имитируют настоящие предметы обихода. Это орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, которые помогают воссоздать смысл настоящего действия. Это игрушечная посуда, бытовая техника, утюги и молотки, различные инструменты.
Вторая большая группа – это игрушки-персонажи. С этим моментом все понятно, это куклы, фигурки людей и животных. Они могут изображать человека как представителя профессии, для этого используются элементы одежды: халат врача, указка учителя, каска пожарника, сумка почтальона.
Игрушки-маркеры - это еще одна важная группа, которая и создает волшебное пространство. Они позволяют сотворить именно то место, в котором будет происходить действие. Это может быть бумажный макет корабля или кухонная стенка, макет ракеты, домик-палатка и многое другое. При этом полные сюжетообразующие наборы (макет замка “Лего”) использовать нежелательно, так как это жесткая схема, которая не оставляет ребенку места для фантазии. Как видите, картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе требует еще и соответствующего оборудования, чтобы игры можно было воплотить в жизнь.
Тема «Школа»
Все дети скоро покинут в детский сад, поступят в школу и начнут свой путь в большую жизнь. При этом у многих есть братья и сестры, которые уже учатся и много рассказывают про свои школьные будни. Конечно, эта тема очень интересная и привлекательная, а значит, имеет соответствующие сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе. Картотека представляет вашему вниманию основные занятия, которые вы можете дополнять и изменять по своему усмотрению. Целями этих занятий является расширение знаний о школе у детей, воспитание желания учиться, привить уважение к труду учителей, сформировать умение общаться в коллективе.
Для того чтобы реализовать поставленные цели, предпринимаются экскурсии в настоящую школу. Детям показывают пришкольный участок и будущий класс, знакомят с воспитателем первого класса. При помощи игрушек можно организовать настоящее занятие с куклой в форме первоклассника, букетом цветом, учителем и школьной доской. Очень важной является игра «Сбор школьного портфеля». Это позволяет ребенку познакомиться с учебными принадлежностями, научить бережному отношению к ним. Для закрепления используют разучивание стихов («В школу», «Считалочка») и песен («Учат в школе»). Воспитатель читает детям произведения «Первое сентября», «Первый день» и «Подружки идут в школу». Таковы сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе. Картотека может регулярно пополняться новыми и дополняться по мере роста опыта воспитателя.
Тема «Железная дорога»
Первые путешествия обычно совершаются именно на поезде, так как он легче всего переносится малышами. Познакомить детей с удивительной железной дорогой позволят сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе. Картотека (с целями) помогает углубить знания ребят о труде работников железной дороги, а также о других городах Родины, предлагает набор игр. В первую очередь рекомендуется провести экскурсию на вокзал, показать работу стрелочника, поезд, устройство железной дороги.
По возвращении в группу очень хорошо поиграть в настольную железную дорогу. Для этого вам потребуется распределить роли пассажиров и проводника, раздать сумки, фуражки, билеты, карты пути, придумать направление путешествия. По возвращении благодарим проводника. В конце дети сами могут приготовить сигнальные флажки для стрелочников.
Тема «Космос»
Большинство деток к этому возрасту уже активно интересуются, что же происходит там, в далеком небе. Сегодня есть огромное количество способов показать малышу, как устроена вселенная. Одним из самых интересных является посещение планетария. Если у вас в городе его нет, не беда. Существуют домашние проекторы с натяжным куполом. Такую экскурсию можно пригласить прямо в группу. После следует повести сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе. Картотека (с целями) помогает обогатить знания ребенка и закрепить их. Она предлагает следующие занятия. Рассмотрите фотоиллюстрации на тему космоса, расскажите детям про первых космонавтов и историю воздухоплавания. Предложите им нарисовать космос. Чтобы занятие прошло интереснее, можно каждому малышу предложить сделать аппликацию на тему "Ракета". Ролевая игра предполагает раскрытие любого сюжета, полет на луну, встречу с инопланетянами, возвращение назад или прибытие гостей из космоса. Обязательно перед полетом нужно пройти специальную тренировку, а также обследование у врача. Такие сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе проходят на ура.
Тема «Пароход»
От воздухоплавания переходим к путешествиям по морям и океанам. Дети очень любят пароходы, причем совершенно независимо от того, приходилось ли им плавать на них. Тематические сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе способствуют расширению знаний детей о работниках водного транспорта. Дети узнают, какие бывают пароходы, что они перевозят. В качестве предварительной работы можно посмотреть фильм про работников порта. Для закрепления темы проведите творческое занятие, в ходе которого каждый малыш станет настоящим матросом, изготовит бинокль, рупор, цветные флажки и спасательный круг.
Все готово, можно отправляться в кругосветное путешествие. У вас еще столько дел, нужно достроить или отремонтировать корабль, собрать съестные припасы и воду, приготовить бинокли, карту путешествия и компас. Распределяются роли - капитан, боцман, матрос, пассажир. Обязательно нужно дать имя своему кораблю и продумать маршрут.
Теперь капитан поднимается на мостик и дает команду поднять якорь. Дружная команда выполняет его приказы, и корабль отправляется в неизведанные моря. Дальше все зависит от фантазии воспитателя. Плывем в Африку и покупает там бананы, кормим обезьян и общаемся с местными жителями. Потом отправляется на Север, здесь гуляют белые медведи и пингвины. А можно еще завернуть в Австралию и посмотреть на хвостатых кенгуру. При этом сюжет можно менять, например, поиграть в прогулку по реке или рыболовное судно. Очень полезны познавательные сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада, они расширяют кругозор и дают новые знания.
Игры на свежем воздухе
Особенно важными являются сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе на прогулке. Картотека предлагает огромное количество занятий, многие из которых направлены на знакомство с окружающим миром. Если перед сном вы читали сказку про трех поросят, то почему бы вам сейчас не воплотить ее в жизнь. Для этого нужно только приготовить материалы для постройки домиков-шалашиков, а кирпичный дом можно сложить из больших блоков-лего.
Расскажите детям о том, как устроен муравейник или улей. Теперь они сами могут стать на время муравьями или пчелками, собирать нектар и строить самый красивый на свете муравейник. Познавательно будет поиграть в клумбу, где один садовник будет выращивать цветы, но вырастут только те из них, которые получили полив и подкормку. Отлично подходят для летней прогулки сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе. Фото, сделанные в ходе игры, будут долго украшать группу. Не забывайте про игры-эстафеты, например, можно спрятать на площадке морковку и предложить зайчикам собрать ее, а волкам постараться поймать зайчат.
Тема «Зоопарк»
Все дети без исключения любят животных и к этому возрасту обычно знают всех домашних обитателей. Давайте познакомимся с теми, кто живет в диком лесу. Это можно сделать посредством мультфильма, кукольного театра или целого представления, в ходе которого каждый малыш будет выходить в костюме животного, а другой - рассказывать про него. А где живут дикие животные? Ну, конечно же, в зоопарке. Поэтому картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада содержит игры, посвященные этому островку царства природы. В качестве подготовительной работы можно организовать поход в зоопарк или ограничиться перечисленными вариантами знакомства с животными. После этого обязательно проведите беседу с детьми о том, для чего существуют зоопарки и хорошо ли там животным. Для закрепления темы можно создать свой зоопарк на столе. Для этого можно вылепить или нарисовать любое животное, которое особенно понравилось.
Теперь переходим непосредственно к играм. Строители должны из кубиков построить клетки, работники зоопарка - поселить в них животных. Теперь они должны кормить и поить животных, убирать у них. Ветеринарный врач осматривает и лечит зверей. Кассир будет продавать билеты, а экскурсовод - проводить экскурсию. Такие занятия обязательно содержит картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе по ФГОС.
Тема «Поликлиника»
Она знакома каждому ребенку. С самого маленького возраста их наблюдал районный педиатр и малыши привыкли приходить в больницу, где их ждет доктор в белом халате. Поэтому занятия с такой знакомой темой проходят очень легко. Задача этих игр – расширить знания о медиках, воспитать уважение к этой профессии и хорошее отношение к врачам. В процессе творчества можно сделать шапочки с крестами. Дальше развитие игры зависит от запланированного сюжета. Плановое посещение педиатра начинается с регистратуры, а заканчивается в кабинете у врача. Если вы берете сюжет поступления больного в амбулаторию, то его первоначально осматривает медсестра приемного покоя. Наконец, экстренный случай, когда на дом к больному вызывают скорую помощь, которая должна доставить его в больницу. Очень важной является игра «Аптека». Она не только раскрывает специфику работы фармацевтов, но и позволяет донести до детей ответственное отношение к лекарственным средствам и травам.
Тема «ПДД»
Будущие школьники скоро начнут ходить на занятия одни, без родителей. Это значит, что они должны знать, в каком месте переходить дорогу и как вести себя на улице. Для этого создана картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе по ПДД. Цель – систематизировать и обогатить знания детей о правилах дорожного движения. Для этого подбирается мультфильм, рассказывающий о базовых правилах. В качестве творческого задания ребятам предлагается сделать аппликацию «светофор». Дальше стоит распределить роли: пешеход, три сигнала светофора, полицейский-регулировшик, несколько водителей автомобилей. Перекресток, дорогу с «зеброй» и другие варианты перехода через проезжую часть можно выполнить в виде разметки на бумаге. Такие сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе в ДОУ способствуют профилактике ДТП с участием маленьких детей.
Тема «Почта»
Интересно ли получить письмо? Любой малыш скажет, что да. Именно поэтому соответствующие игры включает картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе. Почта - ведь это так интересно, почтальон умеет доставлять весточки, посылки и даже письма Деду Морозу. Давайте расскажем группе, как работает служба доставки писем, кто приносит их до подъезда. Можно вспомнить и о полевых, военных почтальонах, которые приносили важные карты, переписку и сведения. Творческое задание можно дать каждому малышу, например, нарисовать открытку или написать письмо любому другу из группы. Его нужно будет опустить в почтовый ящик, откуда их заберет служба доставки. Теперь письма поступают в почтовое отделение, откуда почтальон понесет их адресатам. За каждое полученное письмо малыш благодарит почтальона.
Тема «Сфера обслуживания»
Все дети уже бывали в парикмахерских, ходили в кафе, магазины, бывали в парках развлечений. Поэтому такие занятия не вызывают сложностей, расширяют знания о работниках сферы обслуживания, учат навыкам необходимой вежливости. В зависимости от выбранного сценария вы можете распределять роли и моделировать самые разные ситуации. Можно создать и комбинированный комплекс, в котором мама может сходить к парикмахеру, папа – купить газету, а ребенок - выпить коктейль в кафе. Можно усложнить ситуацию, ребенок может потерять маму и папу в огромном супермаркете. К кому он подойдет и что скажет? Этот навык может помочь и в реальной жизни.
Очень интересны и познавательны могут быть игры «в кафе». Часто дети знают только одну сторону, когда официант приносит заказ. Что происходит по ту сторону стойки, остается тайной. В ходе игры можно показать работу поваров и пекарей, официантов и комплектовщиков, уборщиков и посудомоек. Не забудьте провести беседу на тему «Как готовит мама». Часто вопросы о том, что маме нужно помогать и говорить спасибо, не обсуждаются в семье.
Тема «Детский сад»
День за днем приходя в садик, малыш не осознает, сколько труда вкладывают взрослые, чтобы ему было комфортно и хорошо. Проведите с детьми беседу, в которой расскажите о работе заведующей и столовой, воспитателей и нянечек, дворников, садоводов, прачек, уборщиков. Все они ежедневно трудятся, чтобы малыши чувствовали себя в садике комфортно. Попробуйте создать свой детский сад, в котором каждый ребенок побудет воспитателем, проведет зарядку, построит детей на прогулку или разрешит ссору между друзьями. Это поможет каждому более ответственно относиться к игрушкам и вещам в садике, уважать труд всего коллектива.