15 апреля - День экологических знаний. История праздника
Угроза экологической катастрофы – одна из глобальных проблем человечества. Ложные представления о неисчерпаемости ресурсов, прагматичное отношение ко всему живому поставили существование людей, животных и растений под угрозу. Осознавая опасность сложившейся ситуации, члены ООН в 1992 году учредили праздничную дату: 15 апреля – День экологических знаний.
Что такое экология?
Экология (греч. «наука о местообитании») – это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.
Экологические знания
Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.
Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний – дата, значимая для всех людей Земли.
Развитие экологии как науки
Первобытный человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему.
Целенаправленно исследовать живых существ начали в Древнем мире. Первым источником, повествующим об образе жизни рыб, зверей, птиц, стал труд Аристотеля «Истории животных». Автор уделял пристальное внимание взаимосвязи образа жизни братьев наших меньших со средой их обитания. Подобные вопросы также рассматривались в работах Теофраста и Плиния Старшего.
Большой интерес к изучению окружающей среды проявляли в эпоху Возрождения. Учёные активно анализировали флору и фауну своей родины, других земель, открытых великими путешественниками. Первый экологический эксперимент поставил Роберт Бойль. Целью исследования было определение влияния атмосферного давления на образ жизни животных.
Позже влияние факторов среды на организмы изучалось Карлом Линнеем, Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком, учёными Российской академии наук. Термин «экология» впервые предложил Эрнст Геккель. Как самостоятельное научное знание экология оформилась к началу XX столетия. Дальнейшее развитие учения о взаимодействии организма и среды связано с именами К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева, Ф. Клеменса, В.Н. Сукачёва.
Новую методологию науки разработал В.И. Вернадский. Учёный ввёл понятие «ноосфера», под которым подразумевал состояние биосферы, формирующееся под влиянием мыслительной деятельности людей. Движущей силой дальнейшего развития жизни на Земле становится разум, которому предписывается перестройка «живой оболочки» планеты в интересах человечества.
Экологические проблемы начали серьёзно рассматривать в шестидесятые годы двадцатого века. Десятилетия спустя стали отмечать День экологических знаний. Сценарий 15 апреля (перечень торжеств) организации разрабатывают сами.
Мероприятия
С 1996 г. в России ежегодно стартует проект «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности». Целенаправленная работа с населением начинается 15 апреля. День экологических знаний одновременно выступает первым днём акции.
Около двух месяцев с учащимися проводятся лекционные и практические занятия экологической направленности. Школьники защищают природоведческие проекты, устраивают выставки, путешествуют по экологическим тропам, посещают зоопарки, станции юных натуралистов, заказники. Взрослые выступают на конференциях и семинарах, докладывают о реализации государственных экологических программ. Так, 15 апреля (День экологических знаний) в Смоленском зоопарке начинается с занятий на тему «Человек и природа». Сотрудники учреждения стремятся сформировать у подрастающего поколения понимание того, что человек – единственное существо, способное предотвратить катастрофу. На итоговые конференции собираются педагоги и сотрудники учреждения.
Не менее интересно проходит День экологических знаний (15 апреля) в школе. Педагоги-энтузиасты собирают учеников на классные часы, проводят экологические уроки, устраивают акции, организуют мастер-классы по изготовлению скворечников, посадке деревьев, уборке территории, предлагают проверить степень личной заинтересованности в деле спасения планеты.
В День экологических знаний (15 апреля) мероприятия проводятся с целью формирования у людей экоцентрического типа сознания. В XIX-XX ст. мышление учёных и рядовых граждан было антропоцентрическим. Отношение к окружающей среде в то время соответствовало высказыванию героя И.С. Тургенева о природе-мастерской и человеке-работнике. В аспекте экологических знаний жизнь человека рассматривается не с позиции «что мне даёт окружающая среда», а с точки зрения того, как взаимодействовать с другими существами, чтобы всем было хорошо.
Экологические прогнозы
Осознавая опасность экологической катастрофы, деятели науки создают различные сценарии развития жизни на Земле. Кто-то считает, что цивилизация будущего станет полностью техногенной. Кому-то близки идеи безотходного производства, ограничения потребления ресурсов, освоения других планет. Несмотря на противоречивые взгляды, большинство специалистов сходится в одном: исправление ситуации невозможно без экологизации технологий, сфер деятельности и образа жизни человека.
Биосфера будет существовать и без людей, существование же homo sapiens без биосферы невозможно. Об этом следует помнить 15 апреля (День экологических знаний), а также во все остальные дни года.
Глобальные проекты
Впервые о международных экологических программах заговорили в 1972 году на конференции под эгидой ООН в Стокгольме. Первым глобальным проектом стал мониторинг. Наблюдение за пресной водой, лесами, горными системами, пустыней и т. д. ведётся на станциях по всему миру.
С 1986 года работает Международная Геосферно-биосферная программа, проекты которой включают определение изменений климата, закономерностей протекания химических и биохимических процессов, анализ результатов взаимодействия экосистем. Пристальное внимание уделяется особенностям биоценозов прошлого и прогнозированию. Плодотворное сотрудничество специалистов из разных стран приводит к положительным результатам.