Ледокол "Капитан Сорокин". Современные ледоколы

По подсчетам ученых, приблизительно пятая часть всей поверхности нашей планеты покрыта льдом. А его количество почти в 35 раз превышает объемы воды во всех озерах и реках. Для движения по бескрайним замерзшим пространствам необходимы специальные суда – ледоколы. Они являются мощной составляющей российского флота. История этих судов насчитывает десятки лет. А атомных кораблей больше нет ни в одной стране мира! Первый в мире ледокол с ядерной силовой установкой был спущен на воду почти шестьдесят лет назад в СССР. Сегодня на вооружении российского флота находится 7 атомных судов.

Мощными и маневренными являются ледоколы типа «Капитан Сорокин». Какие задачи выполняют такие суда, какова их история, особенности конструкции и ожидаемые перспективы развития арктического флота? Узнаем из статьи.

История ледоколов в России

Первые суда для движения во льдах были построены почти двести лет назад в Северной Америке. Они были паровыми и имели много недостатков, снижающих их эффективность. В прошлом столетии их существенно модернизировали.

Паровые суда большой мощности – одним из первых был советский ледокол «Сибирь» - могли находиться в открытом море до трех недель, а новые дизель-электроходы – в два раза дольше, до сорока суток.

Учитывая важность для СССР навигации по Северному пути, необходимо было оснащать флот новейшей техникой. И в 1959 году на воду был спущен первый в мире ледокол с ядерной установкой, который назывался «Ленин». Его появление значительно облегчило навигацию по Северному пути.

Сегодня российский флот включает в себя ледоколы двух разновидностей: дизельные электроходы и атомоходы

Где применяют ледоколы? Конструкция судна

Ледоколы внесли важнейший вклад в исследование Северного морского пути. Они применяются главным образом для обеспечения свободного движения следующих за ними судов. Кроме того, их используют для сопровождения и эвакуации научно-исследовательских экспедиций, а также для доставки различных грузов в труднодоступные участки Арктики и Антарктики.

Чтобы успешно выполнять эти непростые задачи, необходим особенный корабль. Ледокол обладает своеобразной конструкцией, позволяющей ему прокладывать путь там, где это недостижимо для других судов. В первую очередь это касается особой формы носа и бочкообразного корпуса. Благодаря этому корабль может на ходу проламывать своим весом лед.

Необычная форма кормы (М-образная) позволяет буксировать другие суда. Используемая дизель-электрическая или атомная установка делает корабль мощным и маневренным. Также она позволяет обеспечить большую автономность судна, ведь дозаправка среди бескрайних ледовых просторов оказывается почти невозможной.

Ледокол «Капитан Сорокин»

Больших успехов добилась советская зимняя навигация в 1977-1978 годах. Именно тогда спустили на воду знаменитый ледокол «Капитан Сорокин». Он, как другие корабли этого типа, был создан на финской верфи «Вяртсиля». Их строили для СССР, Финляндии и Аргентины. Тогда «Капитан Сорокин» в качестве эксперимента провел в порт Дудинки транспортные суда «Павел Пономарев» и «Наварин». Таким образом, впервые была продемонстрирована возможность круглогодичной арктической навигации. Это было грандиозным достижением, которого впервые добились именно ледоколы СССР.

Шесть лет назад «Капитану Сорокину» было поручено встречать в Финском заливе кругосветную парусную регату Volvo Ocean Race, которая тогда финишировала в Санкт-Петербурге. На борту судна в числе прочих были журналисты и операторы.

Сейчас «Капитан Сорокин» также находится в эксплуатации.

Другие ледоколы этого типа

Как уже говорилось ранее, ледокол «Капитан Сорокин» - это не единственное судно подобного типа, входящее в состав российского флота. Всего насчитывается четыре таких корабля. Они были спущены на воду один за другим в 1977-1981 годах. Названные в честь четырех легендарных полярных капитанов - Сорокина, Николаева, Драницына и Хлебникова, - они остаются надежным оплотом ледокольного флота.

Суда этого типа представляют собой двухпалубные дизельные электроходы. Ледокольный нос, транцевая корма и оборудованная вертолетная площадка позволяют добиться максимальной эффективности арктической навигации.

Упоминания в искусстве

Интересно, что ледокол «Капитан Сорокин» прославился не только своими арктическими плаваниями. В 1979 году именно на нем проходили съемки документальной ленты Юрия Визбора. Фильм назывался «Мурманск-198» и был посвящен нелегкой работе моряков, работающих на ледоколах.

Также о «Капитане Сорокине» говорилось в песне Ю. Визбора под названием «Полярная сова».

Ледоколы в России сегодня

Современный российский флот включает в себя ледоколы с атомной установкой и дизельные электроходы. По последним сведениям, всего насчитывается 44 судна в эксплуатации. Из них пять – атомных. В 2007 году был достроен и сдан в эксплуатацию корабль под названием «50 лет Победы». Примечательно, что это самый большой ледокол в мире. Он отличается иной, по сравнению с другими судами, формой носа, позволяющей более эффективно проламывать лед. Он служит, главным образом, для сопровождения караванов в холодных арктических морях. Но также ледокол используют и для выполнения пассажирских круизов. В распоряжении пассажиров судна - бассейн, сауна, ресторан, библиотека.

Стоит особенно отметить мощный советский атомоход «Арктика» (позже переименованный в «Леонид Брежнев»). Его несомненная значимость заключается в том, что он самым первым достиг Северного Полюса.

Нынешние атомоходы дают возможность ежегодно перевозить около пяти миллионов тонн груза.

Таким образом, современный русский ледокол – это сочетание мощи и маневренности, скорости и надежности. Прокладывая путь через замерзшие арктические моря, он воплощает в себе силу отечественного флота.

Фестиваль ледоколов

К семидесятилетнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне был приурочен грандиозный фестиваль, в котором принимали участие мощнейшие ледоколы страны. Он стал единственным в своем роде и был проведен в акватории Большой Невы. Все гости этого морского праздника могли беспрепятственно посещать представленные суда.

Среди них был и ледокол «Капитан Сорокин», и знаменитый «Иван Крузенштерн», неустанно освобождающий водные просторы между Северной столицей и Балтийским морем. Также можно было полюбоваться на колоссальные «Санкт-Петербург» и «Москву». Крепкий корпус и габариты этих кораблей дают им возможность легко проходить через лед до одного метра толщиной, а также сопровождать крупные суда и искать затонувшие объекты на значительной глубине.

Посетители фестиваля смогли своими глазами увидеть мощнейшие ледоколы российского флота. А в самом конце праздника можно было наблюдать удивительное, захватывающее зрелище – парад судов под сопровождение живого оркестра – "морской вальс".

Ледоколы будущего

Говоря о современных ледоколах, нельзя не заглянуть в будущее этих судов. На сегодняшний день разработка и строительство новых судов становится острой необходимостью. По последним подсчетам, российский флот нуждается еще в шести современных атомоходах. Каким же станет ледокол будущего?

В ближайшие семь лет планируется построить три мощных атомохода следующего, уже третьего поколения. Проекты ледоколов такого типа обещают добиться значительно большей скорости, силы и автономности. В настоящее время полным ходом ведется работа над новым судном «Арктика» третьего поколения. По расчетам, ледокол сможет находиться в открытом плавании до семи лет.

Предполагается, что такой корабль станет самым большим на планете, не имеющим аналогов и уникальным по множеству параметров. Создание этого судна откроет новую страницу в истории ледокольного флота. Можно предположить, что прорыв в кораблестроении позволит более детально изучать Арктику и находить места, ранее не нанесенные на карту.

Комментарии