"Паннония" - мотоцикл венгерского производства середины прошлого века
"Паннония", мотоцикл производства Венгерского машиностроительного предприятия Чепель, выпускался с 1954 по1975 год. За основу конструкции венгерские инженеры взяли мотоцикл DKW RT-125 немецкого производства. Несколько опытных образцов носили название "Чепель". А когда проект получил развитие и была освоена новая полноценная модель TL 250, она получила имя Pannonia. "Паннония" - мотоцикл с неплохими характеристиками для того времени, объемом цилиндра 250 куб/см, устойчивый на ходу и легко управляемый. Он пришелся по вкусу широкой публике.
Мотоцикл "Паннония": технические характеристики
Мотоцикл характеризуют следующие показатели:
- двигатель - одноцилиндровый, двухтактный;
- объем цилиндра - 246 см3;
- ход поршня - 68 мм;
- степень сжатия - 39,8;
- диаметр цилиндра - 68 мм;
- мощность максимальная - 14 л.с.;
- предельная скорость - 110 км/час;
- колесная база - 1380 мм;
- длина мотоцикла - 2100 мм;
- высота - 980 мм;
- расстояние от руля до переднего седла - 650 мм;
- ширина - 680 мм;
- дорожный просвет - 130 мм;
- масса - 146 мм;
- вместимость бензобака - 18 литров;
- резервная емкость для дозаправки, с переключателем - 4 литра.
Мотоцикл "Паннония", характеристики которого и без того находились на достаточно высоком уровне, тем не менее постоянно совершенствовался в процессе производства. Кардинальных изменений не происходило, но в ходе конвейерной сборки регулярно вносились небольшие изменения, которые способствовали повышению имиджа машины. Особое внимание уделялось уровню комфорта "Паннонии", разделялись седла, совершенствовалась амортизация.
Электрооборудование
"Паннония" оснащается маховиковым зажиганием инерционного типа, напряжением 6 вольт, мощностью 45 ватт. Динамо установлено на конце вала главной передачи и взаимодействует с регулятором напряжения и генератором. Свеча зажигания стандартная, М14 марки Bosch. Цепь электроснабжения бортовых потребителей обычная, принятая для большинства мотоциклов среднего класса. Шестивольтовые лампочки освещения не совсем отвечают требованиям ночной эксплуатации, они маломощны. В остальном электрооборудование мотоцикла достаточно надежное и не требует регулировки.
Развитие производства
В 1956 году была освоена новая модель TLT 250, а еще через два года - модификация TLF в двух вариантах: TLB - отличалась раздельными седлами и TLD с новой эффективной системой генераторного зажигания в 60 ватт. Массовое производство серии TLT положило начало экспорту "Паннонии" в Советский Союз, который вскоре стал основным покупателем венгерской мотоциклетной продуции на всей европейской территории. Внешторг СССР получал 25000 машин в год. Однако Венгрия отправляла "Паннонию" и в другие европейские страны, а также в США. Для отечественного потребителя оставалось не более 30 процентов всех выпускаемых мотоциклов.
"Паннония", мотоцикл совершенной конструкции, надежный и сравнительно недорогой в эксплуатации, становился все более популярным. Однако прогресс требовал дальнейшего развития, и в 1968 году предприятие "Чепель" запустило в производство новую модель Р20, взамен устаревших модификаций TLT. Р20 была скопирована с японской "Yamaha YDS-2". Машина получилась высокого класса, с прекрасными ходовыми данными, но качество слишком дорого обошлось, ее розничная цена увеличилась в разы. Руководство "Чепеля" вскоре осознало свои просчеты, не следовало разрушать уже созданные структуры сбыта, в угоду эфемерным амбициям по созданию новых супермотоциклов под маркой "Паннония", хоть даже и по аналогиям с японской мототехникой. У рынка свои жесткие законы и они в конце концов привели производство удачной модели с хорошими перспективами к стагнации, а затем и к закрытию.
Падение спроса
Первым отказался от модели Р20 Советский Союз, посчитав слишком дорогим для себя удовольствием закупку слишком сложной и дорогой техники. Затем об отказе заявили еще несколько стран. У венгерского производителя наметились проблемы со сбытом продукции, которые быстро превратились в непреодолимые трудности. В 1975 году производство "Паннонии" было прекращено. Складские запасы постепенно реализовались, а новых поступлений не было.
Проект "Паннония", мотоцикл с высоким реноме, достаточно совершенный для своего времени, перестал существовать. Однако до сих пор на всем пространстве бывшего СССР на дорогах можно встретить двухколесную черную машину с характерным профилем, как память о прошлом.
Мотоцикл "Паннония": цена
Стоимость раритета определяется в первую очередь его возрастом. Техническое состояние также имеет значение. "Паннония" выпускалась более сорока лет назад, ее коллекционная ценность очевидна. Стоит мотоцикл венгерского производства сегодня не менее двухсот долларов, в зависимости от "степени потрепанности". Цена ухоженных, коллекционных экземпляров может доходить до 1.500 долларов, а иногда и до двух. Красно-белые модификации с коляской стоят еще дороже.
Ремонт
Как и любая мототехника середины прошлого века, "Паннония" нуждается в восстановлении. Мотоциклу, главным образом, необходим косметический ремонт, покраска должна быть безупречной, двигатель почищен, оперение отполировано. Вместе с тем, машина требует грамотной технической реабилитации. Все узлы и агрегаты проходят диагностику, и после выявления всех дефектов можно начинать капитальный ремонт. Запчасти на мотоцикл "Паннония" уже давно в дефиците, но именно благодаря этому еще можно найти необходимые детали. При регулярном посещении рынка выходного дня по продаже ремонтных принадлежностей можно отыскать любые запасные части для замены вышедших из строя.