Мотороллер "Электрон" – раритет советского производства

Мотороллер "Электрон" был разработан в 1973 году конструкторским бюро машиностроительного завода в городе Вятке. Задача была поставлена по созданию легкого двухколесного транспортного средства для двух человек, экономичного и недорогого. Предшественницей и основой для разработки стала модель "Вятка-150", которая выпускалась с 1957 года и была скопирована в свое время с итальянского аналога под названием "Веспа". Данный прототип использовался во многих странах, мотороллер был простейшей конструкции и очень технологичен.

мотороллер электрон

Немного истории

Лицензионные, модернизированные и даже пиратские варианты, выпускаемые по всему миру, сделали итальянский мотороллер очень популярным. Не устояли перед соблазном использовать "Веспу" как базовую модель для первого советского мотороллера и вятские производители. Полного копирования делать не стали из опасения претензий со стороны Италии, а основные параметры использовали.

Так в 1957 году появилась "Вятка-150", а в 1964-м была создана модификация "Вятка-150ВП", которая отличалась от прежней версии удлиненной базой, новым кузовом, модернизированной передней вилкой. Задняя подвеска получила цепной привод вместо прежнего прямого соединения двигателя с ведущим колесом.

Развитие производства

Усовершенствованная трансмиссия стала главным аргументом в пользу эксклюзивности "Вятки-150ВП". Модифицированная модель уже могла отправляться на экспорт без опасений получить претензии от итальянцев по поводу нарушения авторских прав. В серию новую модель запустили в 1967 году, к юбилею пятидесятилетия Октябрьской революции, а прежнюю "Вятку" тогда же сняли с производства.

мотороллер вятка электрон

Новая модель

В 1973 году, как уже говорилось, Вятско-Полянский завод стал выпускать мотороллер "Вятка-Электрон", законного преемника "Вятки-150". Кузов был кардинально переработан, исчезли округлые обводы, экстерьер стал более стремительным и современным. Двигатель прибавил в мощности, теперь тяга составляла 7 л. с., а система зажигания полностью была переделана. Вместо прежней контактной на мотороллер "Электрон" установили новинку того времени - устройство для бесконтактной подачи искры.

Сложности обслуживания

Из-за этого новшества мотороллер и был назван именем "Электрон". Бесконтактное зажигание считалось прорывом в мотоциклетной промышленности, однако новая, недостаточно отработанная система нередко давала сбои, а то и попросту отказывала. Мастерских по наладке прибора еще не было, и владельцам "Электрона" приходилось искать специалистов частным порядком, иногда безуспешно. В остальном мотороллер получился достаточно удачным. На ходу он был устойчивым, двигатель работал тихо, маневренность находилась на высоком уровне. Экономичность также радовала владельцев - расход бензина не превышал трех с половиной литров на 100 километров в смешанном режиме. А при хорошей регулировке мотороллер "Электрон" потреблял 3,1 литра на сотню километров.

мотороллер электрон технические характеристики

Падение спроса

Однако в целом неплохую машину в недалеком будущем ждала несчастливая судьба. К концу семидесятых годов популярность мотороллера стала снижаться. Это объясняется в первую очередь возросшими возможностями приобретения автомобилей населением. К тому же многие предпочитали покупать мотоциклы как более приспособленный к передвижению вид транспорта, а мотороллеры не отличались проходимостью, на размытой дороге застревали. Не могли пройти там, где легко проезжал мотоцикл. Скоростные характеристики "Электрона" также не выдерживали сравнения.

Кроме всего прочего, в СССР начались поставки чехословацких мотоциклов "Ява": одноцилиндровой модели "Ява-250" и двухцилиндровой "Ява-350" с коляской. Красивая, вишневого цвета машина сразу завоевала рынок на всей территории Советского Союза. Молодежь мечтала о приобретении престижного мотоцикла, а про мотороллер "Электрон" попросту забыли.

Все базы "Спортторга" в короткое время оказались затоваренными нереализованными мотороллерами, магазины один за другим отказывались от поставок. И, как следствие этого, руководство Вятско-Полянского завода вынуждено было прекратить производство "Электрона", так что история мотороллеров "Вятка" на этом закончилась. Только спустя много лет, уже после развала СССР, на заводе удалось наладить выпуск скутера под названием "Стриж" - копии немецкого "Зимзона".

мотороллер электрон запчасти

Мотороллер "Электрон": технические характеристики

  • Число мест - 2.
  • Двигатель карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный.
  • Объем цилиндра - 148 кубических сантиметров.
  • Мощность - 7 л. с.
  • Вес мотороллера - 120 кг.
  • Предельная скорость - 80 км/ч.
  • Расход бензина - 3,1 литра.
  • Вместимость бензобака - 12 литров.

Ремонт

Мотороллер "Электрон", запчасти для которого еще можно найти на специализированных рынках, подлежит восстановлению. Отремонтировать раритет непросто, но тем интереснее будет работа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 7
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Помню в детстве мечтал о таком, вначале 80-х они стояли в магазинах по цене вроде 280р,. восход 3м стоил на 70-80р. дороже.
Копировать ссылку
0
Кто знает как и чем перемотать индуктивный датчик на элике?У родного вся обмотка в кашу
Копировать ссылку
0
Подтекает карбюратор, но не до него - руки чешутся! Включаю зажигание, торкаю кикстартером... И о чудо!!! Он завёлся!!! Это невероятно, это фантастика!!! Первая не включается, - прокатился на второй! Кстати трогается без проблем и на второй. Счастье есть!!!
Копировать ссылку
3
20 мюня 2019г., т.е. два дня назад достался "Электрон". Со слов владельца аппарат простоял в гараже лет тридцать. Столько-же не заводился. Я его выгребал из кучи многолетнего гаражного хлама. Боялся за поршневую, - брызнул в цилиндр ВД-40 и прокрутил движок. Заменил свечу, правда вместо А11У нашел только А11, - у неё длиннее резьба. Промыл бак, поменял задеревеневший бензошланг. Аккумулятора конечно не было. Намешал смесь, залил. Проверил искру - есть! Карбюратор подтекает - придется повозиться.
Копировать ссылку
0
аппарат хороший .История
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.