Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Рассматривать образование как социокультурный феномен можно с той точки зрения, что данный процесс был сформирован и непосредственно распространен обществом. Ведь он непрерывно связан с жизнедеятельностью людей, их умениями и навыками, которые играют важную роль в прогрессировании развития человечества.

образование как социокультурный феномен

Понятия образования и педагогического процесса

Как утверждается во многих научных трудах, образование – это обучение и просвещение, а также получение учащимися социально-исторического опыта. Сюда же можно добавить усвоение ими определенных умений и навыков. При этом во всех информационных материалах указывается, что образование как социокультурный феномен выступает в виде явления, обществом созданного, и им же регулируемого. В правовых нормах РФ термин рассматривается как комплексное явление, включающее в себя не только процесс обучения, но и воспитание нового поколения.

Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что педагогика – это наука об особенностях образования. Она охватывает широкий спектр методов формирования в человеке личностных качеств и закрепления знаний. Само же понятие педагогического процесса весьма простое – его можно представить как целенаправленное и регулярное взаимодействие между педагогом и его учениками.

Образование как общественная ценность

Для формирования социума необходимо наличие определенных норм, устоев и требований. В соответствии с ними и развивается общество, претерпевая постоянные изменения в соответствии с колебаниями окружающих его условий – технических, природных, исторических. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс считается важнейшей составляющей социализации. Оно направлено на комплексное развитие личности, формирование в человеке стойких моральных качеств наряду с его физиологическим становлением. Призвание данного явления состоит в том, чтобы воспитать государству, так сказать, идеального гражданина, соответствующего всем современным ценностным ориентирам.

В зависимости от того, насколько в стране развита система образования, и определяется уровень слаженности ее социума. И наоборот – особенности государственного строя, экономическая и политическая ситуации оказывают прямое воздействие на образ гуманистического идеала, который стремятся воссоздать соответствующие школы.

образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность

Ценностные ориентиры образовательного процесса

Как уже было сказано, образование регламентируется общественными нормами, которые, в свою очередь, формируются постепенно и так же могут зависеть от множества внешних факторов. Под влиянием технического и экономического прогресса создается актуальный и наиболее эффективный в настоящее время учебный процесс. В нем, собственно, и проявляет себя образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования до сих пор в корне не изучены ни одной наукой.

Если углубиться в исследование данного вопроса, то можно найти огромное число ориентаций, стимулирующих педагогический процесс в том виде, в котором он поддерживается культурой общества на данный момент времени. В целом все ценностные приоритеты можно разделить на несколько групп. Их пять:

  • Ценности, направленные на социальное одобрение.
  • Коммуникативные ценности.
  • Творческие ценности.
  • Ценности, направленные на самореализацию.
  • Прагматические ценности.

Характеристики каждой отдельной группы рассмотрим ниже.

образование как социокультурный феномен ценностные приоритеты образования

Ценности, направленные на социальное одобрение

Не секрет, что в каждом обществе педагог считается престижной и весьма уважаемой профессией. Поэтому можно говорить о ее культурной значимости в социальной среде. Преподаватель принимается окружением как «свой» человек, личность, которая играет важную роль в формировании идеологического общества. Эта группа ценностей – одна из общей комбинации приоритетов, раскрывающих многомерность образования как социокультурного феномена.

Коммуникативные ценности

Если говорить научным языком, то коммуникацию можно считать процессом общения. В более узком смысле это обмен определенной информацией, включающий в себя эмоциональное взаимодействие между людьми. Общение заложено в каждом индивидууме как инстинкт, поэтому без него не может нормально существовать ни один участник социума.

Коммуникативные ценности образования напрямую связаны с предыдущей группой. Социальное одобрение профессии педагога приводит к тому, что личность чувствует себя полноценным звеном единого общества, получает возможность постоянно контактировать с другими людьми и регулярно расширять свой круг общения.

Творческие ценности

В современном мире творчество стало неотъемлемой частью полноценного развития любого человека как профессионала своего дела и просто как индивидуальности. Образование как социокультурный феномен и его современное состояние основаны на необходимости в креативном подходе к любому виду деятельности, в частности к процессу обучения. Воспитывая своих учеников, педагог должен искать индивидуальный подход к каждому из них. Любой ребенок – это отдельная личность, поэтому нельзя применять один метод обучения на всех детях. При индивидуальном подходе преподавателя к обучению заметно улучшается результативность самого процесса. При этом активно формируются личностные качества каждого ученика, то есть делается ставка не на то, чтобы воспитать общество по определенному образцу, а сконструировать многогранный и всесторонний социум.

образование как социокультурный феномен педагогическая система и процесс

Ценности, обеспечивающие самореализацию личности

Что касается влияния этого типа ценностей на деятельность педагога, то они стимулируют его профессиональное, а также моральное и духовное саморазвитие. Учитель не только осваивает азы преподавательского дела, но и регулярно совершенствуется в этой сфере. В этом контексте образование как социокультурный феномен раскрывается довольно широко.

Важный аспект данной группы ценностей – увлеченность педагога своим делом. Чем более преподаватель заинтересован в образовательном процессе, тем больше он себя реализовывает как компетентная и профессионально грамотная личность.

Прагматические ценности

В качестве примера стоит привести зарубежную систему обучения. За границей профессия преподавателя не только престижна и высоко оцениваема обществом, но и весьма перспективна. Молодой педагог, поднимаясь на первую ступень образовательной сферы, уже имеет большие предпосылки для успешного будущего. То есть помимо духовного развития и профессиональной реализации он получит удовлетворение своих прагматичных потребностей: стремления к карьерному росту, достойной оплате труда и т. д.

Что касается отечественных государств, то в них пока что не столь высока планка, характеризующая денежную оценку сотрудников такой сферы, как образование. Социокультурный феномен, однако, можно выразить в том, что педагог – это не просто вид деятельности, а стабильно оплачиваемая профессия. То есть, обучая детей определенным навыкам и умениям, преподаватель не только самореализовывается, но и получает возможность обеспечить свои жизненные потребности.

Функции образования

Любая деятельность всегда направлена на достижение какой-либо цели. Это касается и образовательного процесса, так как он не может существовать сам по себе, а только в том случае, если общество в нем нуждается. Поэтому у данного явления есть две основные функции: обучение и воспитание.

В первом случае цель образовательной деятельности – помочь ребенку овладеть определенными знаниями, освоить умения и сформировать навыки, а также определиться с жизненными ориентирами и будущей профессией. Таким образом, строится фундамент для развития полноценной и разносторонней личности в будущем. Функция обучения раскрывает образование как социокультурный феномен в контексте процесса, значимого для государства и человечества в общем.

Воспитание служит для того, чтобы задать ребенку мотивацию для получения необходимых знаний. Ведь далеко не каждый ученик понимает важность процесса обучения для его будущего. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы подтолкнуть его к этому.

образование социокультурный феномен

Основные парадигмы образовательного процесса

Чтобы приступить к рассмотрению данного вопроса, для начала стоит описать его суть. Парадигма – это набор конкретных установок, теоретических или практических методик, принятых в научной среде как образец для действий в определенной сфере. Такие эталоны имеются и в образовательном процессе. Ученые выделяют четыре типа парадигм данного явления:

  • Когнитивная (направленность на развитие мышления).
  • Личностно ориентированная (индивидуализация обучения).
  • Функционалистическая (соответствие моральным нормам общества).
  • Культурологическая (восприятие человека как субъекта культуры).

Образование как педагогический процесс

Именно деятельность по воспитанию общественно значимой личности и определяет образование как социокультурный феномен. Педагогическая система и процесс ее применения направлены на достижение этой цели. В результате целенаправленного и систематического взаимодействия преподавателя и его учеников формируются знания, необходимые для дальнейшего развития личности. Именно этот контакт учителя со своими воспитанниками рассматривается в рамках педагогической системы.

Данное понятие нельзя ограничить какими-либо конкретными структурными компонентами. Педагогический процесс представляет собой смешанную систему, в которой помещается огромное количество элементов образования. Причем, каким бы самостоятельным ни был любой из этих компонентов, он все равно будет считаться второстепенным. Педагогическую систему нельзя приравнять ни к одной подструктуре – она, скорее, выступает в роли связующего звена.

Закономерности педагогического процесса

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс характеризуется определенными закономерностями, а именно:

  • Динамикой протекания.
  • Взаимосвязью теории и практики в обучении.
  • Единством между познанием и педагогической деятельностью.
  • Развитием личности в процессе обучения воспитания.
  • Управляемостью.
  • Стимулированием учащихся к деятельности.

Педагогический процесс и его элементы

Структурность – важная особенность, которой отличается образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Кратко об этом можно сказать следующим образом: данное явление состоит из различных компонентов, в целом объединяющихся в одну комбинированную систему. К структурным элементам педагогического процесса относят:

  • Определение целей и основных задач будущей учебной деятельности.
  • Налаживание контакта между преподавателем и его воспитанниками.
  • Корректное применение методов, средств и форм обучения.
  • Создание таких условий, в которых ученикам будет наиболее комфортно воспринимать информацию.

образование как социокультурный феномен и педагогический процесс кратко

Комплекс институтов образования

Если государство стремится создать идеальное общество, то оно должно использовать средства для достижения этой цели. В качестве таковых выступает комплекс разнообразных институтов образования. В каждом из них представлены определенные учебные программы и направленности воспитания. В такой интерпретации образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность обретает некий государственный или даже, скорее, организационно-правовой смысл.

Существует несколько типов учебных учреждений:

  • Дошкольные.
  • Общеобразовательные.
  • Специальные.
  • Профессиональные.

Первый тип организаций представлен детскими садами, яслями, школами раннего развития и другими подобными структурами. В таких учреждениях осуществляется вводная программа воспитания детей, которая во многом направлена на психологическую подготовку ребенка к дальнейшему обучению.

Общее образование граждан государства осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Как правило, они разделены на 3 ступени: начальная, основная и средняя.

Специальные учреждения (интернаты, школы коррекционного типа) предназначены для того, чтобы дать возможность детям с физическими отклонениями стать полноценными членами общества. В этом как раз ярко раскрывается образование как социокультурный феномен.

Кратко о профессиональных образовательных институтах: они восполняют дефицит необходимых кадров в стране, занимаясь подготовкой определенных специальностей. К ним относятся учреждения начального (ПТУ), среднего (колледжи, техникумы) и высшего (университеты, институты, академии) уровня.

образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Образование является неотъемлемой частью человеческого общества. Данный факт и определяет его как социокультурный феномен. Что это – явление, порожденное человечеством, или орудие для его существования – вопрос довольно спорный. Но, по сути, оба варианта верны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.