Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны», краткое содержание

В статье представлен анализ стихотворения Гумилева "Капитаны". Вы узнаете содержание каждой из четырех его частей, а также то, какие образы, идеи, художественные особенности свойственны каждой из них.

Прежде чем начать анализ стихотворения Гумилева "Капитаны", отметим, что это одно из наиболее значительных творений Николая Степановича. В нем в полной мере отражена натура поэта. Николай Гумилев был тонким романтиком, который грезил о путешествиях. Неизведанные просторы и связанные с ними тайны всегда манили Н. С. Гумилева. Анализ стихотворения "Капитаны" логично было бы начать с истории создания этого цикла.

История создания цикла

Мечту о дальних странах автору удалось воплотить в жизнь уже после появления на свет этого произведения. Николай Степанович (портрет его представлен выше) совершил исследовательское путешествие. Однако при создании цикла, в 1909 году, он все еще был исполнен мечтаний. Следует полагать, что еще одним фактором, натолкнувшим Николая Гумилева на создание «Капитанов», является то, что он в это время находился в Коктебеле, приморском городе, расположенном на побережье Крыма. В этом городе жил еще один русский поэт, Максимилиан Волошин, в гости к которому и отправился Гумилев.

Существует версия, согласно которой произведение было создано совместно с целой группой поэтов, обсуждавших каждую строчку. Тем не менее, согласно воспоминаниям, оставленным Алексеем Толстым, Николай Гумилев запирался в комнате несколько дней подряд, работая над «Капитанами», а уже затем представил на суд друзей свои стихи. По всей видимости, романтическое настроение, морской воздух, давние мечты – все это вдохновило Гумилева на создание интересующего нас цикла.

Композиция

В цикл включил 4 произведения Гумилев Н. Анализ стихотворения "Капитаны" позволяет заметить, что они связаны общей темой и идеей свободы. Произведения объединяются образами и романтическим пафосом. Как показывает анализ стихотворения Гумилева "Капитаны", каждое из них является определенной частью целого, посвященной отдельной теме. Последовательно охарактеризуем каждое из них.

Первое стихотворение цикла

В цикле первое стихотворение включает всего 4 строфы. Автор достигает четкого ритма при помощи перекрестной рифмы, неполной (трости/мостик) и полной (жемчужных/южных). Размер этого стихотворения – анапест. Общая идея доносится до читателя с помощью последовательной композиции. А состоит она в том, что отважным капитанам не страшны невзгоды, ведь их жизнь посвящена морским приключениям. Автор создает с помощью характерной лексики и эпитетов собирательный образ этих капитанов.

Собирательный образ покорителей моря

Первое произведение интересующего нас цикла стало визитной карточкой такого автора, как Н. С. Гумилев. Стихотворение "Капитаны" интересно тем, что воображение Николая Степановича создало романтический образ покорителей морских просторов. Это живописная, яркая проекция авторских представлений об идеале человека, его современника. Николая Степановича влечет далекая звезда, ее призывное мерцание. Его манит линия отступающего горизонта. Лирический герой стремится сбежать от будней цивилизации и домашнего уюта. Свежий, первозданный мир обещает радость открытий, приключения и хмельной вкус победы.

Анализ стихотворения Гумилева "Капитаны" (первой части) позволяет выявить следующее: лирический герой произведения пришел в мир не для того, чтобы быть мечтательным созерцателем. Он жаждет быть волевым участником жизни, которая творится на его глазах. Действительность для него состоит из моментов преодоления, борьбы, преследования, сменяющих друг друга.

Фон первого стихотворения

Гумилев захвачен поэтизацией этого волевого импульса. Он даже не замечает, как множественное число в пределах сложного предложения («ведут капитаны») меняется на единственное («кто… вспоминает… или… рвет»). Можно заметить, что у этого стихотворения общий «морской» фон. Автор создает его условно-романтическими размашистыми контрастами («мальстремы – мель», «базальтовые – жемчужные», «полярные – южные»). «Изысканные» предметные подробности подаются крупным планом. Это, например, «клочья пены» с ботфорт или «золото» с манжет.

Можно сказать, что «Капитаны» построены как описание в стихах живописного полотна. Сильный человек, вознесенный над толпой статистов и стихией, находится в центре композиции. Морской фон создан автором с использованием стандартных приемов маринистики («гребни волн», «клочья пены», «ураганы», «скалы»).

Внешний облик капитана

Во внешнем облике самого капитана, однако, больше нарочитого дендизма, аксессуаров театральности, чем непосредственных примет этой рискованной профессии. Например, в нем нельзя найти малейшего намека на тяготы быта, столь актуальные на корабле. Как живописное украшение нами воспринимается даже метонимия Гумилева «соль моря», которая находится в одном ряду с «высокими ботфортами», модной «тростью» и декоративными «кружевами».

Вторая часть цикла

Следующая, вторая часть цикла, состоит также из 4-х строф, которые объединены одной идеей. Гумилев в этой части произведения знакомит нас с конкретными личностями. Он представляет читателям известных капитанов: пиратов, путешественников, первооткрывателей. Это люди, которые не представляют своей жизни без корабля и моря. Николай Степанович приводит также имена конкретных исторических личностей.

Что касается стихотворного размера, то это также анапест. Имеется полная перекрестная рифма, а также последовательная композиция. Лирический герой произведения сравнивает себя с великими капитанами. Он представляет, что чувствовали эти люди, и надеется, что однажды у него тоже будет возможность пережить нечто подобное.

Третье стихотворение из цикла "Капитаны"

Переходим к описанию третьей части цикла, который создал Гумилев ("Капитаны"). Анализ стихотворения показывает, что оно также состоит из 4-х строф, объединенных автором в последовательную композицию. Гумилев в этой части говорит о капитанах не просто как о морских странниках. Несмотря на то что они преданы морю всей душой, их порой тянет на сушу, домой.

Третье стихотворение посвящено встрече с родиной. Суша дарит морякам то, чего они были лишены во время странствий. Это игра в кости и карты, пивные, женщины, попытки узнать судьбу у гадалки… Однако «зов дурмана» через некоторое время смолкает. Каждый моряк вновь вспоминает о своем настоящем предназначении. И вновь для него важнее всего становится «рупор капитана», зовущий к отплытию. Таким образом, в третьем стихотворении суша сравнивается автором с морем. И на ней можно найти множество развлечений, однако душа капитана все-таки неизменно просится в море.

Заключительная часть

В последней, четвертой части, рассказывает о легендах, бытующих среди моряков, Гумилев ("Капитаны"). Анализ стихотворения завершает общий разбор цикла, представленный в статье. Автор рассказывает о том, как легенды и истории привлекают моряков и вдохновляют на подвиги. Как и предыдущие, заключительная часть состоит из 4-х строф. Они связаны между собой по смыслу и объединены полной перекрестной рифмой.

Летучий Голландец

Финальное стихотворение интересующего нас цикла посвящено морским загадкам и легендам. Одной из них является история об известном корабле-призраке Летучем Голландце. Это символ смерти. Он предвещает кончину каждому, кто увидит в море этого призрака. Автор не дает ответ на вопрос о том, откуда появился этот корабль. Он не поясняет и то, какие цели преследует Летучий Голландец. Очевидно лишь одно – легенда об этом корабле является, пожалуй, самой жуткой для каждого моряка. Однако это делает ее еще более привлекательной. Николай Степанович, однако, все-таки дает собственную трактовку этому мифу. Он отмечает, что Летучий Голландец указывает людям путь к краю мира. Он ведет туда, где «легла ужасная дорога» «капитана с ликом Каина». Это путь лишь в одну сторону. Однако тот, кто рискнет до конца пойти по нему, узнает тайны мироздания. Цена за это тайное знание – жизнь, как считает Николай Гумилев ("Капитаны"). Анализ стихотворения выявляет убеждение автора в том, что в жизни каждого из этих отважных героев когда-то наступает момент, когда ему хочется встретить Летучего Голландца на бескрайних морских просторах. Очень эффектный финал.

Не зря школьникам задают проводить анализ стихотворения "Капитаны" Гумилева по плану. Это произведение очень важно для понимания особенностей творчества поэта. Кроме того, оно само по себе весьма интересно, особенно юным читателям, многих из которых, так же, как и автора, привлекают далекие страны и отважные герои.

Комментарии