Бегемот: мифология, этимология, разновидности

Имя одного из самых больших животных на земле не обошли вниманием ни Библия, ни мифология. Бегемот, гиппопотам – чудовище из Ветхого завета либо же обыкновенный обитатель пресных водоемов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Первые упоминания

В Библии, в книге Иова, впервые упоминается слово «бегемот». Этимология этого названия неясна. Скорее всего, слово происходит от древнеиудейского בהמות, что означает просто «животное». Согласно библейскому сказанию, Господь создал из ничего двух мифических животных, призванных доказать его могущество. Имена их были: Левиафан и Бегемот.

Мифология закрепляет за этими чудовищами звания царей. Исследования еврейских легенд указывают, что, по мнению древних жителей Израиля, за Левиафаном было звание царя всей морской живности, а повелителем всех сухопутных зверей считался библейский Бегемот. Европейская мифология утверждает, что сей зверь велик и прожорлив, он в состоянии выпить всю воду из Иордана и съесть всю траву на ее берегах.

Поэтому Бог создал всего лишь двух таких чудовищ, которые не могли спариваться и давать потомство. Иначе зверям и людям совсем не осталось бы пищи и воды. Предания наделили животных всевозможными пороками. Левиафан считался воплощением гордыни, подлости и предательства. Олицетворением жадности, тщеславия и чревоугодия стал Бегемот.

Мифология и реальность

Исследователи Библии считают вполне возможным, что истории передают впечатления древних людей о каком-то реальном палеоживотном. Им мог быть древний слон или другое чудовище. Ко времени расселения евреев на Синайском полуострове эти диковинные звери были, скорее всего, уже на грани вымирания.

Свидетельства очевидцев обросли легендами и новыми ужасающими подробностями, которые и вылились в классическую (мифологическую) интерпретацию, записанную в книге Иова. Так из глубины веков с дополнениями и искажениями и дошел до наших дней библейский Бегемот.

Средневековая мифология

Возрождение пришлось на средневековье. Теософия и схоластика вызвали это животное из тьмы еврейских преданий и придали ему новые черты. Теперь бегемот – это демон, слуга дьявола. Он может принимать вид различных животных и вносит в размеренное существование разрушение и хаос.

Бегемот в женском обличье может соблазнять монахов, давших обет верности и непорочности. Достигнув желаемого, демон разрывает мужчину силой похоти и в конце концов уничтожает его.

Кроме этого, за бегемотом закрепилось звание палача преисподней. Трубным криком возвещает он грешников о своем приближении, и те трепещут, услышав его размеренную поступь.

В свите Сатаны он является хранителем Великого кубка и главным виночерпием. Иногда его представляют антагонистом св. Петра: в лапах бегемота - ключи от ада, а сам он считается ночным сторожем преисподней.

Образ в литературе

Пожалуй, самое впечатляющее воплощение бегемота имеется у Булгакова. Как уверяет сам автор, подробное описание дьявольского зверя он взял из старинной книги, излагающей историю отношений человека и дьявола.

Удивительная переменчивость библейского бегемота нашла свое воплощение и на страницах булгаковской книги. Он представляется и толстым наглым котом, «починяющим примус», и толстяком в кепке.

В самом конце Бегемот проявляет свое истинное лицо и становится стройным юношей, демоном-пажом, лучшим шутом из всех живущих. Возможно, это самое прекрасное воплощение образа животного в современной литературе.

Бегемот для детей

Бегемот, мифология образа которого пропитана страхом и трепетом взрослых, оказался безобидным и добродушным толстяком в мире детей. С книг Чуковского эти животные окружают наших малышей во множестве образов, весьма далеких от тех, которые предлагает мифология.

Бегемот-гиппопотам часто встречается в современной детской литературе. Это большой и добродушный зверь, немного ленивый и очень неповоротливый.

Хороший друг, весельчак и обжора - вот какие ассоциации возникают у детей со словом "бегемот". Мифология, рисующая страшное чудище, оказалась совершенно забыта, удивительный зверь приобрел новые черты.

Характер мифологического бегемота и его детской разновидности не имеет ничего общего с нравом живого африканского прототипа - гиппопотама. Но удивительные превращения библейского зверя в современные образы могут заинтересовать даже читателей, далеких от религиозной и философской литературы.

Комментарии