Воинская повесть - это что за жанр в литературе? Черты и особенности воинской литературы
Воинская повесть – это жанр, который сформировался еще в эпоху Киевской Руси. Являясь своеобразным и оригинальным литературным явлением, подобные произведения дошли до современного читателя в составе средневековых летописей.
Основные особенности
Воинская повесть – это тексты летописей, которые имеют строгую литературную структуру. Они выдержаны в своеобразном стиле. В центре сюжета – борьба русского воина с иноземцем. Повествование подчинено идее, характерной для мировоззрения жителей Киевской Руси, а именно: на вере в проявление божественной воли и ее влияние на деяния простых смертных.
Определение жанра
Воинская повесть – это важный исторический источник. Однако что касается определения этого культурного явления, мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что такая повесть является неотъемлемой частью летописи. И от других текстов ее отличает военный сюжет. Примеры подобных статей в «Летописи временных лет» – повествование о борьбе с печенегами, половцами (XI–XII в) и татарами (XIII–XIV в.).
Другие историки полагают, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведением, а не фрагмент древнерусских сводов. Первым образцом этого жанра они считают «Слово о полку Игореве».
И все же, что такое воинская повесть? В литературе и истории это явление занимает важное место. Объединив обе версии, изложенные выше, можно составить о нем общее представление.
Развитие воинской повести
Как отдельный жанр она сформировалась окончательно в XII-XIII веках. Авторами первых героических произведений стали создатели Киевской и Галицко-Волынской летописей.
Особенности воинской повести заключаются в том, что все события разворачиваются исключительно вокруг главного героя. Такая структура не случайна. Цель подобного повествования – донести до потомков образ борца и освободителя от вражеских нашествий. Кульминации в своем развитии этот жанр достиг во второй половине XII века. Создавался он в высших кругах. А потому автор воинской повести обращался прежде всего к боярам и князьям.
Повесть о Святославе
Это произведение представляет собой жизнеописание яркой героической личности. Факты, изложенные в ней, достоверны. Структура повести представляет собой датированные фрагменты из жизни героя. Автор этого исторического произведения делает акцент на том, что князь Святослав был чрезвычайно близок к своим воинам, считая себя одним из них.
Быть частью дружины – основа рыцарской морали тех времен. И именно эта черта стала ключевой в образе Святослава. Структура этой воинской повести довольно непростая. Многочисленные речи героя и его выступления перед дружиной сложны для восприятия современного читателя. К тому же в повести присутствуют дополнительные факты и детали. Все эти элементы введены в текст намеренно. Они характеризуют эпоху, в которой жил князь Святослав.
Главный герой изображен смелым и проворным воином. Один из современников автора этой воинской повести сравнил Святослава с ловким гепардом за его резвость и активность в бою. Основные черты воинской повести заключаются именно в таком изображении военачальников. Персонажи в литературе этого жанра – не напыщенные и прихотливые князья, а герои, умеющие переносить всяческие тяготы военного быта.
Повесть о Князе Изяславе
Это произведение является одним из лучших памятников древнерусской литературы героического жанра. В нем также преобладает восхваление главного героя. Повесть начинается с описания важного исторического события: Изяслава призывают на киевский престол.
Но в этом произведении отсутствует единство стилистических и идеологических признаков. Повесть о князе Изяславе заменяется историей о расправе над Игорем. Далее изображаются многочисленные походы и обсуждается дипломатическая политика. Автор-летописец этой воинской повести акцентирует внимание на чести и добропорядочности главного персонажа. Характерные черты в образе князя – это неизменная готовность рискнуть жизнью, отдаться на волю Божию, способность выражать необыкновенную щедрость по отношению к духовенству. И, так же как и Святослав, Изяслав безмерно любит свою дружину.
Повесть о походе Игоря на половцев
Это летописное произведение состоит из двух циклов. Первый изображает знаменательный поход Игоря и смерть Святослава Всеволодовича. Второй имеет чернигово-северское происхождение. Автор летописного текста изображает Игоря как доблестного носителя воинской чести. В описании похода присутствуют мельчайшие детали, что говорит об осведомленности летописца. Создатель этого фрагмента, возможно, и не являлся участников сражений, но получил информацию из первых рук.
Дружинная повесть о князе Даниле
Жизнеописание этой исторической фигуры является целостным биографическим произведением. Образ Данилы Галичского наделен чертами мудрого политика и князя-героя. В своей повести, которую он назвал «хронографом», подражая зарубежным авторам, летописец изобразил походы и битвы, участия в битве на Калке. Произведение отличается детальным описанием психологического состояния князя и его дружины перед битвой.
Повесть о разорении Рязани Батыем
Произведение является одним из первых, не являющихся частью летописи. Эта повесть - отдельное литературно-документальное сочинение. Построено оно на последовательном соединении отдельных исторических фрагментов. И в этом литературном произведении впервые характерными чертами наделен не только князь, но и прочие персонажи. Автор не просто описывает события, но и высказывает свое мнение, применяя различные художественные средства. Появляются тропы – риторические фигуры, призванные усилить образный язык.
Композиция
Специфической структурой обладает этот жанр. Воинская повесть состоит, как правило, из трех частей. В первой изображен сбор войска. Вторая посвящена самому событию, которое является ключевым в сюжете. И в третьей автор излагает последствия, которые повлек за собой героический поход. Такая композиция характерна для воинской повести. Однако существуют тексты, в которых подвиги и походы русских воинов описаны в более сложной форме.