Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе: организация
Ребенок по своей натуре исследователь. Он только начинает познавать мир, при этом очень важно помогать ему. Очень хорошо справляются с этой задачей дошкольные учреждения. Преодолевая важные ступени развития, ребенок оказывается на пороге самого значительного и замечательного периода в его в жизни - это школа. Поэтому очень важно уделять внимание исследовательской деятельности при работе с детьми в детском саду. Далее рассмотрим ее значение и организацию.
Подготовительная группа
Для начала несколько слов об особенностях работы в подготовительной группе. С тех пор как малыш начинает ходить в сад, стартует и процесс подготовки к школьной жизни. Именно в подготовительной группе подводятся итоги воспитательно-образовательной работы. Задачи, которые стоят перед воспитателем в подготовительной группе:
- Дети должны уже четко соблюдать режим дня. На этот момент у ребенка сформирована привычка выполнять те или иные занятия в определенное время.
- Необходимо научить детей своевременно исполнять задания в заданном темпе, а также вовремя их заканчивать.
- Воспитатель должен оказывать помощь, контроль в выполнении заданий.
- Дети должны уметь самостоятельно выполнять отдельные задания. За это положено поощрять ребенка. При этом должна быть ярко выражена мотивация.
- Необходимо выполнять программу физического воспитания ребенка.
- Большое значение имеют подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. Правильная подготовка развивает в ребенке самоорганизацию, проявление инициативы, планирование. Беседы с детьми на этом этапе имеют большую роль.
- Умственное развитие и воспитание требует от воспитателя хорошее знание особенностей каждого воспитанника. Чтобы исключить занижение или завышение требований, необходимо постепенно усложнять задания.
- Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно.
- Большое значение имеет словесные методы обучения. Необходимо правильно подбирать слова и сочетать их с наглядными примерами.
- Воспитатель должен уметь дать правильную оценку выполненному заданию.
- Важно привить ребенку навыки организации своего труда.
- Очень значимыми являются игровые приемы. Особое место занимают дидактические игры. Благодаря таким методам обучения у ребенка повышается внимание, развиваются познавательные интересы, он становится активнее.
Требования по ФГОС
Любая программа для ДОУ должна соблюдать ФГОС. Именно в нем указаны требования и стандарты, задачи, которые необходимо соблюдать при воспитании и обучении детей. Так укажем, какие принципы должна соблюдать познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС:
- Необходимо развивать любознательность.
- Формировать познавательные действия.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.
Ребенок в подготовительной группе более активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, почему идет дождь или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе самый эффективный метод познания и развития ребенка.
Задачи познавательно-исследовательского процесса
Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ:
- Увеличивать количество знаний об окружающей среде.
- Обучить детей рационально распределять время, составлять план действий, уметь сделать вывод.
- Научить детей пользоваться приборами для экспериментов.
- Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи.
- Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.
Виды познавательно-исследовательской деятельности
Можно выделить два вида такого рода деятельности:
- Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании.
- Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.
Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
Источники организации исследовательской деятельности
К таким источникам можно отнести:
- События, происходящие в настоящее время: общественные или явления природы.
- Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом, задавая наводящие вопросы.
- Вымышленные события из художественного произведения, которое воспитатель читал детям.
- Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в группу и, особенно, заинтересовали сверстников.
- Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и экспериментировать с неживыми.
Технологические аспекты исследовательской работы
Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.
Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской деятельности:
- Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения.
- Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения.
- Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие пространства и соотношение разных миров, стран.
- Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками, рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в настоящее.
Любой вид деятельности, выбранный из вышеуказанного списка, необходимо правильно организовать.
Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия.
- Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным.
- Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение.
- Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить.
- Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели.
- В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.
Чем больше организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи, находить их решение, искать закономерности, изучать происхождение различных явлений. Задача воспитателя - помогать в поиске ответов, изучении, исследовании всего того, что заинтересовало детей.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые сделают еще один шаг навстречу взрослой жизни.
Как проводится экспериментирование
В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана:
- Поставить задачу или создать проблемную ситуацию.
- Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента.
- Рассмотреть план последующих действий.
- Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента.
- Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать ответственного.
- Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.
На какие вопросы нашли ответы?
Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность прежде всего дает возможность ребенку найти ответы на следующие вопросы:
- Как это происходит?
- Почему именно так?
- Зачем проводить только такие действия?
- Каков будет результат действий?
- Почему так, а не иначе?
Оборудование для экспериментирования
Когда организовывается познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе, для экспериментов понадобится оборудование, оно может быть следующим:
- Разнообразные емкости.
- Измерительные приборы: весы, ложка, рулетки, линейки, песочные часы, термометр.
- Сито.
- Резиновая груша.
- Трубочки из пластика или резины.
- Лопатки, шпателя, палочки.
- Контейнеры из пластика.
- Цветные стеклышки.
Материалы для исследований
Какие материалы можно исследовать, когда проводится познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе:
- Вещества, которые повседневно используются в быту, например, соль и сахар, мука и чай.
- Шоколад.
- Средства гигиены.
- Природные материалы: шишки, семена растений, скорлупа орехов, желуди.
- Глина, почва.
- Кора, ветки деревьев.
- Разноцветная бумага.
- Поролон, ткань, мех.
- Вата, нитки.
- Кусочки резины.
Правила безопасности для детей при экспериментировании
Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так:
- Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
- Начинать опыт только с разрешения.
- Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
- Материалы сыпучие брать только ложкой.
- При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
- Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.
Направленность исследовательской деятельности
Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними. Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:
- Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их свойств.
- Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света, электричества, звука).
- Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.
- Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).
При планировании должны быть охвачены все темы в течение учебного процесса.
Еще несколько слов о задачах ДОУ
Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность в ДОУ - это решение, прежде всего, следующих задач:
- Необходимо создавать все условия для развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельного мышления.
- Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания и умения.
- Необходимо создавать преграды, побуждая ребенка к борьбе, достигать желаемого, найти ответ на вопрос с помощью творческих новых идей.
- Пополнять знания ребенка умениями, возможностью их совмещать.
- Вызывать интерес к нахождению зависимостей между вещами.
- При помощи познавательных коллективных игр учиться общению с другими детьми, искать рациональные решения, оказывать помощь или организовывать опыты.
Как поддерживать интерес ребенка
Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только, стимулировалась в ребенке.
- Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы новые знания, впечатления.
- Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное и помогать в этом.
- В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент, надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа.
- Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить все до конца.
- Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их формулировать.
Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и любознательного человека.