Любая организация (предприятие) находится или располагается, а также осуществляет свою деятельность в определенной среде, которая, естественно, оказывает огромное и непосредственное влияние на эту самую деятельность.
Вся среда организации (предприятия) состоит из двух взаимосвязанных совокупностей:
1. Внутренняя среда.
2. Внешняя среда.
Внутренняя среда находится в пределах организации (предприятия), внутри нее, и оказывает прямое и непосредственное влияние на деятельность организации. Элементы ее в совокупности определяют потенциал, а также возможности, которыми обладает организация. Изучение внутренней среды, а также ее анализ, позволяет определить сильные и, обязательно, слабые стороны, присущие конкретной организации (предприятию). Она находится под контролем руководства организации.
Основными элементами внутренней среды являются:
- организация и технология производства;
- структура управления;
- финансы организации;
- организационная культура организации;
- персонал, сотрудники.
Внешняя среда организации (предприятия) состоит из элементов, находящихся за ее пределами, на то она и внешняя.
Анализ внешней среды дает возможность выяснить, на что может рассчитывать организация, если она будет успешно работать. Какие проблемы будут ее ожидать, если она не сможет полностью предотвратить негативные тенденции в своей деятельности.
Анализ внешней среды показывает, что она состоит из двух больших совокупностей:
1. макроокружения (воздействие косвенное);
2. микроокружения (воздействие прямое).
Зачастую, характер макроокружения неспецифичен и создает общие условия деятельности организации (предприятия) во внешней среде.
Анализ внешней среды организации показывает, что основные элементы макросреды это:
- состояние экономики;
- социально-экономическая политика государства;
- прогресс (НТП);
- политические факторы;
- международные события;
- социокультурные факторы (обычаи, традиции, привычки и т.д.).
Анализ внешней среды предприятия показывает, что само предприятие практически не имеет возможности взаимодействовать с элементами внешней среды. Косвенное влияние внешней среды сказывается на деятельности предприятия лишь в перспективе.
При прямом воздействии, непосредственно, факторы оказывают влияние на деятельность организации, и при этом сама организация может активно взаимодействовать с элементами этой среды.
К основным элементам среды прямого воздействия относятся:
- потребители;
- поставщики и посредники;
- конкуренты;
- профсоюзы;
- законодательство;
- государственное регулирование.
Анализ внешней среды, внутренней среды, в которых находится и функционирует организация (предприятие), представляет собой исходный процесс стратегического управления. При его осуществлении используются различные методы и модели, направленные на изучение среды (внутренней и внешней) организации (предприятия). В частности, СТЭП анализ направлен на изучение среды, воздействующей косвенно. Методы ЛОТС и ГАП, фактически, это тот же самый анализ внешней среды. Они позволяют организации приспособиться к требованиям внешней среды и сократить разрыв между тем, чего хочется добиться, и тем, что есть на самом деле. Метод ПИМС позволяет установить количественное влияние маркетинговой стратегии на прибыль. Матрица Мак-Кинси помогает оценить, насколько привлекательным является рынок, стратегическое положение фирмы на этом рынке, на основе чего, даются рекомендации по стратегии действий. С помощью модели Мак-Кинси можно анализировать внутреннюю среду организации, на основе чего предлагаются рекомендации по изменению элементов среды внутренней в процессе реализации стратегии.