С математикой как с предметом дети начинают знакомиться в садике, а именно во второй младшей группе, возраст ребенка на этот момент составляет 3-4 года. Воспитателями проводится работа по формированию элементарных представлений у детей. И от того, насколько хорошо будет усвоено первое восприятие форм предметов и их количественных отношений, в дальнейшем зависит развитие ребенка.
Узнавать что-то новое ребенку в детском саду позволяет любое занятие. Идеально для этого подходит вторая младшая группа. Математика дает возможность сравнивать знакомые предметы по длине, высоте, ширине. Воспитатель знакомит с такими пространственными понятиями, как "спереди", "сзади", "вверху", "внизу", "слева", "справа". Также педагог учит ребят правильно определять и употреблять в речи временные промежутки, например, утро, день, ночь.В помощь начинающему воспитателю
Для того чтобы правильно организовать и провести занятия по математике во 2 младшей группе, начинающему воспитателю нужно помнить следующие моменты:
- первоначальные занятия в течение месяца должны проводиться с отдельными группами по 6-8 человек;
- спустя месяц занятия начинают вестись полностью со всей группой;
- на занятиях у детей должен быть дидактический раздаточный материал в необходимом количестве на каждого ребенка;
- при знакомстве с новым материалом продолжительность занятия не должна превышать 10-12 минут, а при отработке знакомого материала - 15 минут;
- на занятии нужно следить за утомляемостью детей, и, в случае если они устали, вся образовательная деятельность прекращается незамедлительно.
Основная цель и задачи занятий по математике
Основная цель занятия по математике для детей 3-4 лет – это знакомство с основными понятиями: число, форма и характеристики предмета.
- научить ребенка правильно различать цвет и форму предмета;
- сформировать первоначальное понятие о числе (один, много);
- научить детей соотношению предметов через один обобщающий их признак (собери все красные предметы);
- сформировать понятие о характеристиках предмета (длинный, короче, большой, маленький).
Приемы и методы обучения
Занятия по математике во 2 младшей группе должны носить наглядно-действенный характер. Любые новые знания дети усваивают через непосредственное восприятие, то есть когда следят за всеми действиями воспитателя и сами повторяют эти же действия с раздаточным дидактическим материалом. Педагогу-воспитателю необходимо качественно продумывать каждое занятие, все новые понятия, характеризующие предмет, сначала сам воспитатель проговаривает несколько раз в течение занятия и только затем просит, чтобы дети повторили.
- появление игрушки,
- неожиданных гостей,
- сундучка с секретом.
Структура занятия по математике
В детском саду, как и в любом другом учебном заведении, все занятия должны быть структурированы, несмотря на их небольшую продолжительность.
- Организационный момент (продолжительность 1-2 минуты).
- Постановка задач занятия (1 минута) производится следующим образом: «Давайте поможем мишутке (кукле Кате) найти кружок (узнать, какая дорожка длиннее)».
- Основная часть занятия (изучение нового материала).
- Рефлексия (продолжительность - 1 минута). Дети обязательно должны поговорить о том, что они сегодня узнали.
- Закончить занятие необходимо в позитивном настроении. Необходимо похвалить детей: "Спасибо, ребята, за то, что вы так быстро помогли мишутке (кукле Кате) найти кружок. Он (она) обязательно придет к вам еще в гости".
Методическая литература – помощник в проведении занятий
У вас на воспитании группа 2 младшая? Занятие по математике провести не составит труда.
Каждому педагогу, чтобы правильно составить занятие, нужна методическая литература. Сейчас ее великое множество. Наиболее популярны следующие книги:
- «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада» И.А. Пономарева, В.А. Позина.
- «Моя математика» Е.В. Соловьева.
- «Математика. Вторая младшая группа» Е.С. Маклакова.
- «Математика в детском саду. Вторая младшая группа» Л.В. Минкевич.
Как помочь ребенку в неудачах?
Не у каждого ребенка сразу все получается, поэтому воспитателю нужно уметь лояльно относиться к неудачам ребенка и помогать ему в течение занятия. В детском саду математика служит основой основ для дальнейшего восприятия учебного материала в школе. И от того, насколько прочно и правильно заложены первоначальные понятия у ребенка дошкольника, будет зависеть его дальнейший успех в образовательной деятельности.
Всем известно, что математика - наука точная и сложная, поэтому занятия по математике во 2 младшей группе должны содержать продуманные, конкретные, правильно составленные с учетом психического развития детей вопросы, на которые ребенок сможет дать ответ.
Если излагаемый материал в процессе продолжительной отработки ребенку все же трудно доступен, можно привлечь к помощи его родителей, корректно попросив их позаниматься с ним дома в свободное время по возникающей проблеме.
Переговорите с родителями о возможности привести ребенка на полчаса раньше в садик или забрать немного позже. Таким образом у воспитателя появляется возможность отработать дополнительно пройденный материал с детьми, у которых не все получается или которые во время болезни пропустили занятия.
Основные правила успешных занятий по математике во второй младшей группе
- Помните, что для ребенка вся новая информация — это сложный процесс познания мира.
- Каждый ребенок – это маленькая личность со своим характером, психическим и физическим развитием.
- Воспитатель руководит занятием. Дайте возможность детям изучить новый предмет или его характеристику (гладкий, шершавый), но не затягивайте этот процесс, потому что малыш может устать. Пообещайте детям дать поиграть с предметом после занятия.
- Исполняйте все обещания, которые даете детям.
- Хвалите детей как можно чаще.
- Если материал сложный, уделите ему несколько занятий для лучшей его отработки.
- Не затягивайте время занятий.
Итог
Идеально подойдет, если необходимо провести занятие, вторая младшая группа. Математика - это то, без чего ребята не смогут обойтись в будущем. Малыши начинают подготовку к обучению к школе. Воспитателю стоит построить занятие таким образом, чтобы детям было действительно интересно.