Взрывозащищенные электродвигатели: типы и описание

Взрывозащищенные электродвигатели используются в средах, где имеются легковоспламеняемые газо- и паровоздушные смеси. Часто это предприятия нефтеперерабатывающей, химической и газовой промышленности. Материалы изготовления таких устройств отличаются высокой прочностью и имеют оболочку, непроницаемую для взрывов, благодаря чему гарантируется устойчивость к повреждениям снаружи.

Устройство

Взрывозащищенные электродвигатели являются полностью герметичными установками. Они охлаждаются вентиляторами, которые нагнетают воздух снаружи на ребристую поверхность. Часто материалом изготовления конструкции является чугун и сварная листовая сталь.

У двигателей имеются подшипники, оснащенные постоянной смазкой. Периодичность смазки должна неукоснительно соблюдаться. В случае если подшипники в двигателе герметичные, то есть не требующие смазки, необходимо с особым вниманием следить за рабочей температурой, так как любое ее отклонение скажется на сроке эксплуатации деталей.

Обычные взрывозащищенные электродвигатели имеют свободные валовые концы удлиненной формы, оснащенные шпоночными пазами. На валах имеется центральное отверстие с резьбой, которое вытягивает или, наоборот, втягивает вал.

Распределительная коробка установлена на верхней части мотора, с той стороны, где находится взрывозащищенный узел принудительной вентиляции для электродвигателя. Двигатели с коробкой имеют шесть дополнительных клемм для подключения различных датчиков, нагревателей и прочего. Могут также предусматриваться переходники и другие соединительные элементы.

Обычные двигатели рассматриваемого типа работают при частоте в пятьдесят Герц, температуре до сорока градусов и высоте более тысячи метров над уровнем моря. Напряжение при этом составляет от 380В до 415В.

Двигатели для газов

Двигатели для газов являются огнестойкими и имеют обычную клеммную коробку или устройство повышенной безопасности. Они пригодны для различных сред и могут эксплуатироваться при более высоком температурном режиме.

Двигатели подключают входами кабелей, которые имеют особые стандарты качества. Они должны быть выполнены таким образом, чтобы защитные свойства не были изменены.

Без клеммной коробки

Если соединительной коробки электродвигатель взрывозащищенного исполнения не имеет, корпус закрывают пластиной. Такие двигатели могут быть:

  • с плитой, бронированным кабелем и кабельным сальником (бронированный кабель выходит в зажатом муфтой виде из таблички, для питания мотора используются свободные кабели, также выходящие с муфтой);
  • с плитой и кабелепроводом (в этом случае кожух закрыт стопорной муфтой на выходе кабеля, от нее отходит кабелепровод);
  • с плитой и свободными кабелями (кожух также закрыт стопорной муфтой, откуда из двигателя выходят свободные кабели).

Без вентилятора

В конструкции может предусматриваться вентиляция, сопряженная с мотором. Вентилятор находится на расстоянии не менее пяти миллиметров от неподвижных частей двигателя. При эксплуатации нужно быть уверенным, что соблюдается температурный режим на протяжении всей работы.

Вентиляция в двигателе может и отсутствовать. При этом имеются некоторые ограничения: в зависимости от режима эксплуатации электрический двигатель переводится на половинчатую мощность либо работает меньший период времени при нормальной мощности.

С дополнительной вентиляцией

Охлаждение может обеспечиваться и за счет дополнительного двигателя, стойкого к воздействию огня. В этом случае подключается датчик температуры, который способен в случае нарушения режима отключить механизм.

На дополнительную вентиляцию к устройству должна присутствовать отдельная сертификация, отображенная на задней стороне мотора.

Для низких температур

Такие взрывозащищенные электродвигатели способны работать при температуре от минус двадцати до минус пятидесяти градусов. В них должны быть встроены антиконденсационные резисторы мощностью от пятидесяти до двухсот Ватт. Чтобы правильно использовать механизмы, электрика должна быть устроена таким образом, чтобы она могла приводить двигатель к температуре выше минус двадцати градусов. Если имеются подогревательные резисторы, то они должны быть способны работать при отключенном двигателе.

Все метизы изготовлены из нержавеющей стали, и если их требуется заменить, то качество должно быть не ниже первоначального. Из этого же материала изготовлены вентиляторные крышки, а охлаждающие вентиляторы выполнены из алюминия.

При использовании защитной смазки для муфт учитывается и используется такое средство, которое в полной мере соответствует температурному режиму при эксплуатации. Используемые кабели для электрического питания также должны быть пригодны для работы в температурном режиме эксплуатации. То же самое касается всех изоляционных материалов двигателя.

Для питания от инвертора

Если взрывозащищенные двигатели питаются от инвертора, то температура регулируется термисторами, находящимися в обмотке. Их зажимы должны быть подсоединены к размыкающему реле, чтобы при достижении не предусмотренных условиями эксплуатации температур механизм отключился от питания. Такое устройство может быть расцеплено только ручным способом.

Перед тем как запускать трехфазные асинхронные взрывозащищенные электродвигатели с инвертором, проверяют номинальные показатели на предмет соответствия реальным. Преобразователь частоты подбирают с таким расчетом, чтобы двигатель не находился на пиках напряжения и не превышал номинального значения 2.8, иначе обмотки очень быстро придут в негодность.

Однофазные

Электродвигатель взрывозащищенный асинхронный может быть и однофазным. Для этого используется пусковой конденсатор, который размещают внутри клеммной коробки. Если он отделен от двигателя, то ему необходимо обеспечить взрывобезопасный кожух. Его характеристики указываются на двигателе.

Конденсатор должен быть постоянно присоединен к обмотке и быть способен сразу же разряжаться при отключении питания. Желательно не доводить его состояние до необходимости замены, так как она может стать причиной изменения характеристик самого двигателя.

Ремонт взрывозащищенных электродвигателей

Все ремонтные работы должны осуществляться по тем критериям, которые указаны в инструкциях и руководствах к устройствам. Желательно, чтобы они проводились компанией-производителем. Если ремонт будет делать сторонняя организация, то помещения должны быть оборудованы соответствующим образом, а специалисты должны обладать всем набором технических знаний о защите двигателя.

Если же работа проводится с компонентами взрывозащищенности, то при ней нельзя изменять качественные характеристики, к примеру, размеры соединений, вентиляционный тип и тому подобное. Если какая-либо запасная часть меняется, то взамен должна быть установлена оригинальная.

Проводимые операции могут быть разной сложности.

  • Ремонт восстанавливает неисправные части для возвращения в пригодный для эксплуатации вид, согласно техническим документам.
  • Осмотр предполагает проверку работоспособности прибора, если, например, он пролежал какое-то время на складе без включения.
  • Техобслуживание представляет собой запланированный осмотр и замену необходимых запчастей для сохранения двигателя в рабочем состоянии.
  • Улучшение предполагает замену или добавление какой-либо детали, не противоречащей предписанным стандартам.
  • Модификация включает в себя изменение материальных, форменных или функциональных характеристик.

Конструктивные изменения имеет право вносить только производитель взрывозащищенных электродвигателей. После проведения ремонтных работ на двигателе устанавливают табличку, соответствующую стандартам, с указанием наименования организации, серийного номера фирмы и даты ремонта.

Комментарии