На расстоянии трёх километров от Свято-Троицкой Сергиевской лавры расположен приписанный к ней Черниговско-Гефсиманский скит. С середины XIX века и вплоть до установления советской власти он являлся одним из двух родственных, но все же самостоятельных скитов, находившихся по разные стороны Корбушинского, или, как его ещё называют, Верхнего Скитского пруда. Их история повторяет собой тяжкий путь народа от беззаветного служения Богу, низринувшегося до полного попрания святости и вновь возвращающегося к своим духовным истокам.
Особенности монашеской жизни
В российском православии с незапамятных времён сложилась традиция: особо ревностные монахи, испросив благословения у настоятеля, покидают стены обители и селятся в отдалении от неё. Такой уход позволял им в большей степени сосредоточиться на молитве, избегая всего мирского и суетного, что, так или иначе, проникает в стены монастыря. Административно они оставались приписанными к основной обители и во всём повиновались её настоятелю, но избранная ими форма жизни позволяла установить для себя более строгий устав, построенный на правилах строжайшей аскезы.
Порой иноки селились уединённо и становились отшельниками, но иногда они, объединившись по несколько человек, основывали небольшой, но самостоятельный монастырь, именуемый скитом. Само это слово произошло от названия района Египта, в котором, по преданию, зародилось монашество, и откуда оно разошлось по миру.
Основатели первых скитов
Наиболее ранний скит Троице-Сергиевой лавры – Гефсиманский – был основан в середине XIX века иноками, пожелавшими предаться более уединённой молитвенной жизни. Место для него они избрали на противоположном от лавры берегу Корбушинского пруда. Произошло это, как явствует из документов, в 1845 году, а уже через два года на ближнем берегу в Исаковской роще поселился весьма чтимый в те годы московский юродивый Филиппушка.
Прежде этот человек Божий был насельником лавры, но, испросив у настоятеля благословение на подвиг отшельничества, удалился от братии и в уединённом месте ископал себе земляную келью. Но это не была простая землянка, в каких нередко селились на Руси те, кому жизнь оказалась мачехой. Свою келью Филиппушка строил по образцу пещер, устроенных в Киево-Печерской лавре, где довелось ему побывать во время своих бесконечных странствий. Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила.
Чудотворная икона и богомудрый старец
В 1852 году местная помещица Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала для пещерного храма икону Черниговской Божьей Матери, получившую впоследствии известность как «Черниговско-Гефсиманская икона» и давшую название самому скиту. Её благодатная сила проявилась впервые, когда по молитвам перед ней получила исцеление парализованная крестьянка. Позже подобные случаи повторялись неоднократно.
С начала семидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит приобретает особую славу. Это происходит потому, что в нём селится Василий Ильич Меркулов, ставший одним из ярких представителей российского старчества. Для беседы с ним в скит со всей страны съезжаются те, кто жаждет Божьей правды, а в январские дни 1905 года за духовной поддержкой после известных событий на Дворцовой площади приезжает император Николай II. В 1866 году Меркулов принимает постриг с именем Варнава.
Завершение периода строительства
Начиная со второй половины пятидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит расширяется, и на его территории возводятся новые сооружения. В частности, была построена деревянная церковь святых преподобных Антония и Феодосия. Увеличили и пещерную церковь. Но основное строительство пришлось на конец столетия. Пещерный комплекс стал официально называться Черниговским монастырём.
Под гнётом богоборческой власти
В 1919 году инициированная Лениным атеистическая компания затронула и Сергиев Посад. В ноябре лавра была закрыта. По распоряжению городских властей насельников обязали перейти в оба находившихся у Верхнего Скитского пруда скита – Гефсиманский и Черниговский.
Но прожили в них монахи недолго. В 1921 году Черниговский скит был закрыт, а находившаяся в нём чудотворная икона передана в московский храм преподобного Сергия Радонежского. Несколько дольше просуществовал Гефсиманский скит. В период НЭПа ему был присвоен статус сельскохозяйственной общины, и обитель какое-то время ещё держалась на самообеспечении.
Однако уже в 1924 году закрылась последняя церковь, освящённая в честь Успения и Вознесения Божьей Матери, а вскоре за этим последовало выселение с обжитого места и самих монахов. Последний настоятель скита – игумен Израиль – был отправлен в ссылку, где и скончался в начале пятидесятых годов.
Послевоенные годы
По окончании войны Сергиев Посад попал в число тех немногих городов, где возродилась монашеская жизнь. В 1946 году по распоряжению правительства вновь открыли Троице-Сергиеву лавру, где в Успенском соборе в Великий четверг было совершено первое богослужение. Однако о возвращении монахам отобранных у них скитов речь не шла. На территории, где прежде находился Гефсиманский скит, с начала пятидесятых годов разместилась воинская часть. Для её благоустройства были взорваны все сохранившиеся до той поры монастырские строения. Уцелела лишь незначительная часть ограды.
Судьба Черниговского скита сложилась не менее печально. В период советской власти он длительное время использовался как тюрьма, а затем в качестве интерната для инвалидов. Лишь в 1988 году, когда изменилась государственная политика по отношению к церкви, начался процесс его возрождения. В связи с этим по инициативе Московского Патриархата и при участии православных активистов был учреждён специальный комитет.
Возвращения скита в собственность лавры
В это же время в самой Свято-Троицкой Сергиевой лавре проводились регулярные богослужения перед чудотворной иконой Черниговской Божьей Матери, находившейся к тому времени в притворе Троицкого собора, и перед иными святынями. Возобновили также регулярные панихиды на месте упокоения старца Варнавы.
В результате неустанных молитв и длительных переговоров с чиновниками различного уровня Черниговско-Гефсиманский скит был, наконец, передан лавре, причём процесс этот был поэтапным. Вначале прежним владельцам вернули здание Черниговского собора и чудом сохранившуюся деревянную келью старца Варнавы – того самого, к которому приезжал лично император.
Затем уже в распоряжение монастырских властей передали остальные здания и саму территорию, на которой они расположены. В полном объёме к своей прежней жизни скит возвратился в 1990 году, когда в нём было возобновлено монашеское жительство. Через пять лет к лику святых причислили и старца Варнаву, на могиле которого было засвидетельствовано множество исцелений.
Сергиев Посад. Гефсиманский Черниговский скит в наши дни
Время всё расставило на свои места. Сегодня Черниговско-Гефсиманский скит, как и в прежние годы, принимает большое количество желающих посетить это удивительное место. Кроме того, что он возродился как центр духовной жизни, его по праву относят к числу наиболее значимых историко-культурных памятников. Архитектурным центром комплекса является Черниговский храм, построенный в 1889 году.
Под ним находится пещерный храм, положивший начало строительству скита. Его трапезная была значительно расширена в последние годы XIX века, и в той части, которую создал своими трудами основатель скита юродивый Филиппушка, сегодня помещается алтарь. Храм полностью восстановлен и в нём проводятся богослужения.
Комплекс построек в псевдорусском стиле
Кроме того, внимания заслуживает и двухэтажный келейный корпус, строительство которого было завершено в 1865 году. Следует отметить, что все постройки, украсившие Черниговский Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры после 1889 года, возводились в псевдорусском стиле. Это позволило зодчим создать единый архитектурный ансамбль, включивший в себя и здание Черниговского собора.
Особый же интерес у тех, кто посещает скит Троице-Сергиевой лавры, вызывает стоящая напротив Черниговского храма пятиярусная колокольня, построенная в 1895 году. Автором проекта стал московский зодчий А. А. Латков. Кроме своих художественных достоинств, она замечательна ещё и тем, что по высоте почти равна колокольне Свято-Троицкой Сергиевой лавры, поднявшейся к небу на восемьдесят восемь метров.
Среди святынь, которыми славится Гефсиманский Черниговский скит, - икона «Нерушимая стена». Значение этого Богородичного образа, на котором Царица Небесная изображена с воздетыми к небу руками, заключено в самом названии, выражающем Её заступничество за христиан и ходатайство о них перед Своим Предвечным Сыном. Эта икона, как и знаменитая «Черниговская икона Божьей матери», признана чудотворной.
Как доехать до скита?
Обычный вопрос, который задают желающие посетить Черниговско-Гефсиманский скит – как добраться до него? Это не составит труда. Достаточно доехать электропоездом до станции Сергиев Посад, а затем продолжить путь на автобусе № 38. Нужная остановка так и называется – «Черниговский скит». Можно также воспользоваться услугами маршрутного такси, доехав до посёлка Ферма. Дальнейшая дорога пешком займёт не более пяти минут. Каждый посетитель скита, несомненно, окунётся в атмосферу русской православной старины.