Мир музыкального искусства насчитывает несколько десятков имен истинных гениев. Их талант и вклад в развитие искусства навсегда оставили след в истории и подарили миру немало музыкальных шедевров, которые сегодня именуют классикой. Достойное место среди великих музыкантов занимает австрийский скрипач и композитор Крейслер Фриц. Он прославился не только виртуозным владением скрипкой, но и созданием потрясающих произведений, которые сегодня переигрываются современниками и включены в золотую коллекцию шедевров классической музыки.
Биография
Крейслер Фриц родился в 1875 году в Вене. Отец работал врачом и в кругу знакомых слыл страстным меломаном. Возможно, именно это пристрастие послужило причиной будущего выбора его сына.
С четырех лет Крейслер Фриц обучался скрипке и довольно стремительно преуспел в ней. Благодаря гениальным способностям и вопреки правилам в семь лет юный скрипач был принят в Венскую консерваторию. Именно там состоялось его первое выступление на публике. Среди его учителей были выдающийся композитор и органист того времени Антон Брукнер и известный скрипач и дирижер Йозеф Хельмесбергер. Через три года Фриц с золотой медалью окончил консерваторию, а в качестве награды получил скрипку, изготовленную известным итальянским мастером Амати – учителем великого Антонио Страдивари.
В 1885 году юный скрипач поступил в Парижскую консерваторию. Там он оттачивал музыкальное мастерство на уроках Жозефа Массара и Лео Делиба. По достижении 12 лет он сдал выпускной экзамен, получил Гран-при и решил начать самостоятельную музыкальную карьеру.
Америка
В 1889 году Крейслер Фриц отправляется в совместный концертный тур по Соединенным Штатам с пианистом Морицем Розенталем. Но ожидания о восторженном приеме были поспешными. Американская публика довольно сдержанно отнеслась к творчеству юного скрипача. Позже, в 1900 году, Фриц предпринял еще одну попытку турне по Штатам. На этот раз он получил теплый прием, и даже поступили предложения о сотрудничестве, но перебираться за океан скрипач не спешил. Европейская публика для него была более родной и отзывчивой.
Признание
В 1893 и 1896 годах Крейслер Фриц концертировал по России. Вместе с ним выступал и Сергей Рахманинов. В 1899 году он солировал в Берлинском симфоническом оркестре под управлением известного в то время дирижера Артура Никиша. Настоящий триумф Фриц получил на лондонских концертах в 1904 году, тогда ему была вручена золотая медаль Лондонского филармонического общества. А выдающийся британский композитор Эдвард Элгар посвятил Крейслеру скрипичный концерт, который был повторен в 1910 году самим Фрицем.
Австрийский скрипач, несмотря на разноречивые отклики и критику, все же оставался популярным и востребованным до глубокого возраста, пока из-за прогрессирующей слепоты и глухоты ему не пришлось закончить музыкальную карьеру.
Творчество
Крейслер Фриц считается одним из крупнейших скрипачей первой половины прошлого столетия. У него был особенный стиль игры, в котором соединялись и техническая безукоризненность, и элегантность звучания, и живой ритм, и точная фразировка. Безусловно, некоторые технические «маневры» он перенял у коллег-предшественников, вложив в них теплоту собственной души и виртуозность. Так, например, прием вибрато (попеременное изменение высоты, тембра либо силы звука), заимствованный у польского композитора Генрика Венявского, стал одной из отличительных особенностей его творчества.
Помимо гения скрипача, Крейслер обладал талантом композитора. Его шедеврами заслуженно считаются оперетты «Сисси» и «Цветы яблони», струнный квартет и произведения для скрипки, или каденции, сочиненные им к концертам Бетховена, Брамса и к сонате Тартини «Дьявольские трели».
Не менее очаровательными и виртуозными являются вальсы "Муки любви", "Китайский тамбурин", "Радости любви" и "Чудесный розмарин". Они и сегодня звучат в интерпретации современников, и всегда публика встречает их бурными овациями. Особую симпатию у слушателей вызывает пьеса «Маленький венский марш».
Мистификации
Известен Крейслер Фриц и как музыкант-мистификатор. В 1905-1910 годах он опубликовал «Классические рукописи». Это были пьесы для скрипки, фортепиано, которые композитор представил как обработки произведений Куперена, Пуньяни, Франкера и Боккерини – композиторов 17-18-го веков. Критики по своей непросвещенности не раз отмечали великолепный стиль этих обработок, точное следование автора текстам подлинников. И лишь в 1935 году сам Фриц признался, что все эти пьесы являются его собственными сочинениями, а не музыкальными подражаниями предшественникам.
Однако была и оборотная сторона таких мистификаций. Так, произведения «Муки любви» и «Радость любви» в свое время Крейслер выдал за стилизации старинных вальсов. Они подверглись уничтожающей критике, противопоставлялись транскрипциям как образцам истинной музыки. Но фрицевское саморазоблачение повергло в шок скептиков и хулителей.
Коллекция
У Крейслера Фрица была небольшая коллекция антикварных скрипок, созданных выдающимися скрипичными мастерами (например, Антонио Страдивари, Карло Бергонци). Позже эти инструменты стали носить имя владельца – великого Крейслера.
Коллекция скрипок пригодилась Фрицу не только на многочисленных выступлениях и в творческих изысканиях. Известен случай, когда для погашения налоговой задолженности в США скрипачу пришлось отдать в дар скрипку Гварнери (Дель-Джезу) Библиотеке Конгресса. На склоне лет Фриц распродал всю свою антикварную коллекцию, оставив лишь скрипку работы Жана-Батиста Вийома.
Интересные факты
- В 1896 году пробовал поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не прошел конкурс: помешала слабость чтения с листа.
- Когда началась Первая мировая война, Крейслера призвали на фронт, но он скоро получил ранение и был демобилизован. Из-за неспокойной обстановки скрипач вынужден был уехать в США. Но через 10 лет тоска по родной Европе заставила его вернуться. Он жил сначала в Берлине, потом переехал во Францию.
- В 1938 году из-за усилений нацистских настроений Крейслеру Фрицу пришлось вновь уехать в Штаты и принять американское гражданство. В 1941 году австрийского скрипача сбил грузовик, но он довольно быстро оправился после катастрофы. Однако позже последствия травмы дали о себе знать и заставили оставить музыкальную карьеру.
- Гений скрипки – Крейслер Фриц – обладал живым веселым нравом. Однажды он посетил антикварный магазин, чтобы похвастать своей скрипкой и предложить купить ее. В ответ владелец вызвал полицию и сообщил, что у незнакомца незаконным путем оказался инструмент «великого Крейслера». Чтобы доказать свою личность и невиновность, виртуозному скрипачу пришлось сыграть на скрипке.
P. S.
Крейслер Фриц умер в Нью-Йорке в возрасте 86 лет. Он боялся, что о нем вскоре забудут, и слава его произведений померкнет и канет в Лету. Однако, как и большинство гениев, талант виртуозного скрипача и композитора критики оценили гораздо позже. И сегодня он по достоинству занимает почетное место в списке музыкальных гениев, чья игра и произведения являются образцами бессмертной классической музыки.