Авиастроение – одна из самых развитых отраслей промышленности не только Советского Союза, но и современной России. За многие десятилетия непрерывного развития самолетостроения было создано великое множество моделей как для серийного, так и для экспериментального производства. При этом некоторые из них могли быть использованы одновременно и в гражданских, и в военных целях. В этой статье мы поговорим о воздушном судне Су-100. Самолет с этой маркировкой был создан авиационным заводом имени Юрия Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).
Конструктивные характеристики
Рассмотрим особенности данного пассажирского борта. Су-100 – самолет, построенный на основе нормальной компоновочной схемы, то есть, по сути, он представляет собой турбовентиляторный низкоплан, оборудованный двумя моторами и оснащенный крылом стреловидного типа и однокилевым оперением. В крыле имеются однощелевые закрылки. Носовой обтекатель, некоторые элементы механизации крыла и обтекаемая часть его корневого участка произведены из специальных композиционных материалов.
Вместо привычного для многих лётчиков штурвала конструкторы предусмотрели в судне боковую ручку управления. Кроме того, Су-100 – самолет, оснащенный алгоритмической защитой, предотвращающий риск касания хвостом ВПП (взлетно-посадочной полосы). Эта техническая особенность позволила полностью оказаться от применения амортизаторов механического типа.
Историческая справка
Впервые самолет Су-100, фото которого приведено ниже, был доставлен для осуществления статических испытаний 17 февраля 2006 года. Проходили они в Центральном аэродинамическом институте им. профессора Жуковского. А уже через полтора года состоялось официальное представление первого экземпляра.
В ноябре 2008 г. Су-100 (самолет) «Суперджет» на базе Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина впервые прошел ресурсные испытания.
Первый полет судно совершило 24 декабря 2008 года. Машина пилотировалась летчиками-испытателями Леонидом Чикуновым и Николаем Пушенко. Борт провел в небе два с половиной часа. Высота полета не превышала 6000 метров.
Летом 2009 года самолет был выставлен на международном авиасалоне, прошедшем в Ле-Бурже.
Подготовка к массовому производству
С октября 2008 г. по август 2010 г. Су-100 прошел полный объем испытаний. Были проверены на прочность крылья, фюзеляж, оперение, система управления, узлы опор шасси, крепления двигателей, пилон, двери, остекление салона для пассажиров и кабины пилотов и прочие важнейшие агрегаты и детали машины. На основе этих исследований были получены все необходимые данные, которые позволили сделать вывод о безопасности Су-100. Все это привело к тому, что семейство SSJ100 получило дальнейшее развитие.
3 февраля 2011 года самолет Су-100 получил сертификат от авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. А ровно через год машине был присвоен сертификат EASA. Именно Sukhoi Superjet смог стать первым пассажирским авиасудном в России, которое прошло крайне жесткую сертификацию в соответствии с правилами авиации CS-25 EASA.
Разновидности
На сегодняшний день модификации самолета Су-100 гражданского назначения следующие – Sukhoi SuperJet 100LR и Sukhoi SuperJet 100SV. Но если первая указанная модель – эксплуатируемая машина (свой первый полет она совершила 4 марта 2014 года), то вторая пока лишь прошла этап эскизного проектирования. По задумке специалистов, SSJ-100SV (Stretched Version) должен будет иметь удлиненный фюзеляж, и перевозить от 110 до 125 пассажиров. Взлётная масса его составит порядка 55 тонн. Старт эксплуатации намечен на 2020 год.
Лояльность со стороны покупателей
Техническое обслуживание SSJ-100 – отдельная тема для разговора. Именно этот самолет является первым, производители которого предоставляют своим потребителям не просто плановое обслуживание техники, а комплексную послепродажную поддержку.
Само собой, что российские перевозчики высоко оценили такой шаг отечественного производителя в столь важном вопросе, ведь такой подход уже давно осуществляют различные иностранные компании. Поэтому сей факт во многом определил лояльное отношение к самолёту всех его пользователей, а точнее - авиаперевозчиков.
Цифровые данные
Современный Су-100 – самолет гражданский. Рассмотрим его технические характеристики на примере SuperJet 100-95B:
- длина – 29,94 метра;
- высота – 10,28 метра;
- размах крыльев – 27,8 метра;
- диаметр фюзеляжа – 3,24 метра;
- взлётная масса (максимальный показатель) – 45880 кг;
- посадочная масса (максимальная) – 41000 кг;
- наибольшая коммерческая загрузка – 12245 кг;
- вес пустого – 24250 кг;
- крейсерская скорость – 830 км/ч;
- максимальная скорость – 860 км/ч;
- высота полета – 12200 м;
- дальность полета – 3048 км;
- количество пассажиров – до 108 человек;
- длина разбега – 1731 м;
- топливный запас – 15805 л.
Аварии
За все время существования Су-100 произошло три ЧП с его непосредственным участием. Первая трагедия произошла 9 мая 2012 года вблизи Джакарты, когда самолет с бортовым номером 97004 столкнулся с горой. 45 человек (пассажиры и экипаж) погибли.
21 июля 2013 года была осуществлена посадка борта 97005 на взлетно-посадочную полосу с невыпущенным шасси. После данного инцидента машина была отремонтирована и вновь допущена к эксплуатации.
25 октября 2015 года самолет получил повреждение во время буксировки к терминалу под номером 1 в аэропорту Исландии. Судно зацепило телескопический трап ворот. Никто не пострадал.
Боевая версия
Су-100 (самолет, описание которого приводится в данной статье) имеет и боевое исполнение. Не каждому из нас известно, что уже в достаточно далёком 1963 году конструкторским бюро Сухого был спроектирован сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с указанным шифром. Внутренняя маркировка данного авиационного судна была Т-4.
На тот момент машина была поистине фантастической, ведь ее вооружили крылатыми ракетами, снабженными ядерными боеголовками. В западных странах самолёт прозвали «русским чудом». Кстати, даже на сегодняшний день «сотке» нет аналогов в мире по техническим характеристикам.
Особенности Т-4
В этом самолете впервые была использована электродистанционная система, управляющая рулевыми поверхностями. Именно она обеспечивала требуемые характеристики машины.
Кабина экипажа не имела выступающего фонаря. Во время полета нос фюзеляжа поднимался настолько высоко, что пилоты не имели обширного обзора через переднее стекло, поэтому полет проходил в режиме использования приборов визуализации. В момент взлета или посадки носовая часть отклонялась вниз вместе с радиолокационной станцией.
Летчик и штурман сидели на одной прямой, размещаясь друг за другом. За кабиной расположен отсек, в котором находилось оборудование радиоэлектронного комплекса.
Машина имела главные стойки шасси, которые находились в специальных мотогондолах. Двигатели размещались попарно под каждым крылом. В самолёте был впервые использован воздухозаборник смешанного сжатия.
Авиационное судно имело передовые системы навигации и пилотирования, с помощью которых можно было управлять машиной абсолютно в любых условиях внешней среды и в любое дня и ночи.
Т-4 был способен совершать довольно длительный полет со скоростью 3200 км/ч. При этом высота полета могла составлять 20 километров, а дальность беспрерывного полета - порядка 6000 километров. Поэтому легко понять американцев, которые боялись этого самолета как огня, ведь его возможности позволяли без труда нанести ракетный ядерный удар по стратегически важным объектам США, преодолев расстояние между СССР и Америкой за малый промежуток времени.
Из-за сильнейшего трения о воздух в процессе полета корпус самолёта подвергается сильнейшему нагреву. В связи с этим в качестве основного элемента конструкции был выбран титан и нержавеющая марка стали высочайшего качества. Такое решение позволило значительно снизить вес самолета и, соответственно, расход топлива.
Модификации боевого самолета СУ-100 был различны. Например, имелся вариант машины под названием Т-4 М, в которой изменили стреловидность крыла и модернизировали силовую установку. Разрабатывался вариант и Т-4МС. Но оба этих самолета были отвергнуты руководством страны.
Причинами закрытия проектов стали следующие:
- работу посчитали бесперспективной;
- КБ Сухого не имело надлежащих производственных мощностей для осуществления расширенных государственных летных испытаний.
- дороговизна самолета, хотя он и не требовал массового производства.
Заключение
Подытоживая, отметим, что Су-100 – самолет, который и сейчас находится под пристальным вниманием инженеров и пользователей. По прогнозам специалистов, востребованность машины будет расти и дальше, что вполне логично, учитывая соотношение его стоимости, надёжности и качества.