Благочестивый старец священник Бирюков Валентин в Новосибирской епархии относится к тем долгожителям, которые могут достойно передать целому поколению свой ценный жизненный опыт и веру в Промысел Божий. Пройдя тяжкие скорби, он всегда подставлял пастырское плечо людям отчаявшимся, неуверенным и немощным в вере. Обладая добрым и чистым сердцем, он никогда не сомневался в благости и любви Божией.
Атеистическая среда
Когда Валя был еще учеником 3 класса обычной томской средней школы, а это был 1931 год, он впервые прочувствовал силу Божью. Случилось это как раз перед Пасхой. Дети, как непосредственные и простодушные создания в школе, делились впечатлениями и вели между собой разговоры о Боге. Однако это услышала учительница, которая моментально пришла в ярость, и провела с учениками атеистическую беседу о том, что Бога нет, и все это предрассудки. На следующем уроке учительницу так скрутило судорогой, что ей потребовалась срочная медицинская помощь. После этого она уехала, и больше ее никто не видел. Родители Валентина объяснил сыну, что воинственную атеистку так Бог наказал...
Биография
Протоиерей Бирюков Валентин Яковлевич родился в с. Колывань Алтайского края летом 4 июля 1922 года. Когда наступила коллективизация, семью Бирюковых, как и многих других крестьян из их села, раскулачили и отправили в Нарымский край.
Валентин Бирюков вырос в благочестивой и верующей семье. Его отец, как и его дед, были певчими в церковном хоре. Дядя тоже служил в храме, но потом его расстреляли. Крестного отца его в 37-м арестовали как врага народа. Потом взялись и за отца. После нескольких предупреждений его заключили в Барнаульскую тюрьму, а потом всю семью, где было четверо детей, сослали в тайгу.
Война и закалка
Там отец Валентин Бирюков получил хорошую закалку. Нужда и голод одолевали его, приходилось питаться одной травой, но всегда находились силы, чтобы противостоять невзгодам, а с этим только усиливалась вера в Бога. Весь этот тяжелый опыт выживания ему опять пришлось пережить в войну и в блокадном Ленинграде.
В самом начале войны 1941 года Валентина вместе с тысячами других молодых ребят, посадили в вагон и отправили на курсы артиллеристов в Омск. Ну а потом началась дорога смерти на Ленинградском фронте, где Бирюков Валентин принимал участие в жестоких боях и отличился как меткий сибирский стрелок и наводчик орудия, за что и получил награды.
Он даже не мог представить, что будет похоронен практически заживо. Из его тела хирурги вынимали осколки от пули, артиллерийского снаряда и бомбы, одновременного попавшие в него. Бирюков Валентин знал, что выкарабкаться из этого ада ему помог только Всевышний.
Сейчас протоиерей вспоминает все это с содроганием сердца. Ведь. когда он очнулся на поле среди огромного количества убитых товарищей, сразу почувствовал нестерпимую жгучую боль. Но, увидев небо и глотая соленые и грязные слезы, начал молиться.
Госпиталь
Госпиталь ничем не отличался от окопов прифронтовой полосы, где были вши, грязь и трупный тошнотворный запах, черви, мухи, буханка хлеба из травы на четверых солдат и смертельная усталость. В такой ситуации человек поневоле будет хвататься за соломинку. Люди в таких условиях все чаще обращались к Богу.
Хоронить людей особо некому было. Тем, кто хоть немного чувствовал себя легче, приходилось помогать другим, но трупов было столько, что солдатам приходилось сжигать целыми умершие тела мирных людей и своих боевых товарищей. Зловонный дым был повсюду, деваться было некуда, сердца и души деревенели и постепенно привыкали к смерти. Немцы разбомбили 12 складов с провизией, выжившим приходилось собирать землю, на которой были раскиданы остатки продуктов. Жир на ее поверхности заливали водой, чтобы можно было снять хоть что-то для еды, а если земля была сладкая, то она шла на чай.
Отец Бирюков Валентин: священник и ветеран
Когда у рядового Бирюкова появлялась свободная минутка, он старался потратить ее на поход в библиотеку духовной семинарии Ленинграда. Ему хотелось служить Богу, он желал знать все, что с Ним связанно, чтобы потом рассказать это своим товарищам сослуживцам. Ему удалось даже сплотить из верующих солдат некое братство, у которых ничего не было за душой, кроме собственной совести и надежды на Христа и Богородицу.
Бирюков Валентин – ветеран войны, на которой погибли миллионы людей. Но он выжил, несмотря ни на что, разве это не чудо Божие?! В течение жизни ему было несколько знаков судьбы, что он будет священником, может, поэтому Бог и берег его для будущих поколений. Валентин чувствовал эту поддержку даже в самые немыслимые моменты своей жизни.
Мирная жизнь
Когда объявили победу, боец Бирюков плакал вместе со всеми и, упав на колени, молился. Но домой вернуться ему довелось не сразу, пришлось еще задержаться в Пруссии, под Кенигсбергом, чтобы предотвратить возможные вражеские диверсии.
Вернулся он через год в Нарымский край села Колпашево и стал прихожанином Воскресной церкви п. Тогур. Его первая профессия - продавец, но закупорка вен заставила его заняться фотографией. Однако он все равно мечтал стать священником, и сначала был певчим в местном храме. Не все его знакомые одобрили это занятие. Одни смеялись, другие распускали всякие нелепые слухи, третьи пытались помешать и даже отлучить от церкви.
В 1975 году его рукоположил в диаконы архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон. Потом ему пришлось переехать в Среднеазиатскую епархию, и там, в Ташкенте, в 1976 году, в священники его рукополагал уже архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей. Затем он опять вернулся к себе в родную Сибирь и стал служить в Никольской церкви с. Новолугового, в Александро-Невской церкви в Колывани (Новосибирская обл.).
Современность
Все три его сына стали священниками, и муж дочери - тоже священник. В Бердск Валентин Яковлевич приехал сразу после того, как распределили сюда настоятелем Сретенской Церкви его сына Василия по окончании Ленинградской духовной академии.
Сейчас отец Валентин является ее заштатным священником. Он стал духовным наставником многих священников и мирян, часто встречался с молодежью и вел с нею просветительские беседы и о своей судьбе, и о том, как вера помогала ему выжить.
В 2008 году издательство Свято-Даниловского монастыря выпустил книгу протоиерея Валентина Бирюкова под названием «На земле мы только учимся жить», которая наполнена совсем не придуманными, трогательными и впечатляющими жизненными рассказами.
Заключение
До 1917 года Россию называли Святой Русью, но после революции, отделив церковь от государства, ее лишили сердца. Слава Богу, что сейчас доступ в Церковь свободен, хотя не все торопятся туда, мешает житейская суета и заботы...