Известный армянский поэт Аветик Исаакян оставил после себя огромное литературное наследие, которое еще в начале 20 века стало доступно русскоязычным читателям в переводах А. Блока, В. Брюсова, И. Бунина и Б. Пастернака. Не меньший интерес представляет и история его жизни, которая в годы существования СССР преподносилась общественности в тщательно отредактированном виде. В частности, еще 20-30 лет назад даже в самой Армении мало кто знал, что лауреат Сталинской премии первой степени в 1921 году принимал активное участие в организации операции «Немезис».
Аветик Исаакян: биография (детство)
Поэт родился в 1875 году в Александрополе Эриванской губернии (Российская империя, ныне Гюмри, Республика Армения). Его отец — Саак Исаакян — являлся сыном переселенцев из Старого Баязета, которые в 1828 году вынуждены были покинуть свой дом и уйти вместе с отступающими русскими войсками в Ширакскую долину.
В детстве маленький Аво воспитывался бабушкой и матерью Алмаст. Как он часто отмечал впоследствии, они олицетворяли для него идеал армянской патриархальной женщины, бесконечно преданной своей семье и готовой терпеть любые лишения ради ее благоденствия. Именно от них он услышал многие сказки легенды, которые стали основой лучших из написанных им произведений.
Учеба в семинарии
Первые свои стихи Аветик Исаакян стал писать в 11 лет. Вскоре его семья отправилась в паломничество в св. Эчмиадзин, где он познакомился со студентами известной на всем христианском Востоке семинарии Геворкян. Хотя знания подростка позволяли ему сдать вступительные экзамены, руководство учебного заведения потребовало представить документы о начальном образовании, которых у Исаакяна не было. Тогда его родителям посоветовали отправить сына на год в школу при Арчинском монастыре. Там Аветик проявил большое прилежание, и, вернувшись в Эчмиадзин в 1889 году, был принят сразу в 3 класс семинарии.
Как другие 150 воспитанников, прибывшие из разных уголков Восточной и Западной Армении, в 1891 году Аветик Исаакян принял участие в студенческих беспорядках. Одним из требований молодежи, которая отказалась посещать лекции, было освобождение их от обета мироотречения, запрещавшего общение с посторонними, за исключением редких свиданий с родственниками. Не добившись своего, многие студенты средних классов, включая будущего знаменитого поэта, покинули семинарию.
Учеба за границей
Знания, полученные в семинарии, где кроме богословских предметов огромное внимание уделялось преподаванию иностранных языков, помогли Аветику Исаакяну в его путешествии по Европе, во время которого с 1892 по 1895 годы он изучал философию и антропологию в Лейпцигском университете. Затем молодой человек побывал в Женеве, где посещал лекции Г. В. Плеханова, которые произвели на него огромное впечатление.
Вступление в ряды «Дашнакцутюн»
Вернувшись в Восточную Армению, Аветик Исаакян решил посвятить себя политической борьбе. С этой он вступил в ряды нелегально действующей на территории Российской империи одной из старейших армянских политических партий «Дашнакцутюн». Его активная деятельность не осталась незамеченной, и в 1896 году поэт был арестован и провел год в Эриванской тюрьме, после чего его выслали в Одессу.
Добившись разрешения выехать за границу, он направился в Цюрих, где прослушал курс лекций по литературе и истории философии в местном университете. Однако Исаакян не мог долго оставаться вдали от родины, и, вернувшись в Александрополь в 1902 году, снова втянулся в революционную борьбу с царизмом. Она потребовала его присутствия в Тифлисе, где поэта снова арестовали в 1908 году и на 6 месяцев отправили в Метехскую тюрьму вместе с представителями армянской интеллигенции.
Жизнь в эмиграции
Убедившись в том, что Исаакян не поддается «перевоспитанию», власти приняли решение о его изгнании с территории Российской империи. В 1911 году поэт был вынужден покинуть страну и поселился в Германии. В начале Первой мировой войны он был крайне озабочен тяжелым положением армян в Турции, которых правительство этой страны подозревало в поддержке России. При этом гонениям и погромам подвергались даже жители областей, которые находились на расстоянии тысяч километров от линии фронта.
С целью воспрепятствовать резне Исаакян вместе с Иоганнесом Лепсиусом и Паулем Рорбахом организовал Германо-армянское общество, которое должно было обратить внимание западной общественности на бедственное положение восточных христиан. Однако все попытки предотвратить резню не возымели успеха, и в 1915 году союзники Германии — младотурки — успешно реализовали одну из своих главных задач — освобождение Западной Армении от коренного населения путем его геноцида.
Аветик Исаакян: роль в операции «Немезис»
Хотя после завершения Первой мировой войны сама же Турция осудила организаторов резни армян и заочно приговорила некоторых, в том числе одного из членов правительственного «триумвирата» Талаата-пашу, к смертной казни, большинству из них неплохо жилось в Европе. В 1919 году группа членов «Дашнакцутюн» приступила к реализации плана возмездия. Ими была разработана операция «Немезис», предполагающая физическое уничтожение организаторов геноцида. Исаакян Аветик Саакович принял в ней активное участие.
Согласно сохранившимся письменным свидетельствам, он не только выслеживал скрывавшихся в Германии высокопоставленных турецких преступников, но и вызвался на роль второго стрелка, который должен был застрелить Талаата-пашу, если бы Согомон Тейлерян промахнулся. Убийство бывшего министра внутренних дел Турции состоялось 15 марта 1921 года в Берлине. При этом вмешательство Исаакяна не потребовалось, а немецкий суд, превратившийся в своеобразный Нюрнбергский процесс над младотуркскими преступниками, оправдал армянского мстителя.
Возвращение из эмиграции
Во второй половине тридцатых годов прошлого века советское государство стало проявлять большую активность в деле возвращения в СССР видных представителей интеллигенции. В числе тех, кому обещали всестороннюю поддержку на родине, был и Аветик Исаакян, который неоднократно выступал в европейской прессе в поддержку многих начинаний молодого государства. Он вернулся в Ереван в 1936 году и был избран Председателем Союза писателей Армянской СССР, Академиком республиканской АН и депутатом Верховного совета. Умер поэт в 1957 году и был похоронен в городском Пантеоне Еревана.
Творчество
Главное, чем известен Аветик Исаакян, — стихи о Родине, о тяжелой доле обычного труженика и его стремлении к свободе. Немало в творчестве поэта и лирических произведений, где прославляется любовь к женщине и матери.
Внимания заслуживают написанные им поэтические пересказы легенд, например, «Сердце матери» («Мор сирть»). Аветик Исаакян в этом произведении рассказывает о юноше, от которого жестокая красавица требует в знак любви сердце его матери. После долгих колебаний обезумевший молодой человек выполняет просьбу возлюбленной и убивает женщину, которая произвела его на свет. Когда тот спешит к своей избраннице, то спотыкается, а сердце матери в его руках восклицает: «Мой бедный мальчик, ты не ушибся?»
Теперь вы знаете, какую непростую жизнь прожил Аветик Исаакян. Стихи на армянском, созданные им, звучат во всех школах на его родине, и помогают мальчикам и девочкам познать вековую мудрость своего народа, облеченную в поэтическую форму.