Закономерность воспитания - это... Общие закономерности воспитания
Закономерность воспитания - это повторяющиеся, устойчивые, существующие объективно связи в воспитании. Реализация их обеспечивает эффективное развитие личности ребенка.
Закономерности воспитательного процесса
Существенными закономерностями современного воспитательного процесса считают:
- Связь воспитания с общественными потребностями. Те изменения, которые происходят в обществе, обусловливают серьезные изменения в воспитательном процессе. К примеру, в РФ особое внимание уделяют формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к традициям, культуре и истории страны.
- Воспитание происходит под воздействием разных факторов. Особая роль в данном процессе принадлежит педагогу и родителям. Успешным школьник может стать в той среде, в которой присутствует национальная культура, традиции, обычаи, природа.
- Сущность закономерности воспитания зависит от воздействия на духовность школьника, его внутренний мир. Речь идет о формировании его убеждений, взглядов, мыслей, эмоциональной сферы, ценностных ориентаций. Процесс воспитания должен систематически трансформировать внешние воздействия на внутренние духовные процессы: установки, мотивы, отношение.
- Основные закономерности воспитания в педагогике - в объединении поведения и сознания ребенка при участии его в спортивной, игровой, трудовой, учебной деятельности.
От чего зависит эффективность воспитания
В первую очередь результативность воспитания связана с отношением личности к окружающей реальности. Те взгляды и убеждения, которые будут сформированы у школьника в воспитательном процессе, определяют его жизненные ценности.
Закономерности воспитания в педагогике учитывают при моделировании воспитательной ситуации. Педагог создает некую схему действий, которые направлены на достижение поставленной цели.
Основные принципы воспитания
Организация воспитательной работы осуществляется на базе единых принципов; следовать им должны и воспитатели, и школа.
Закономерность воспитания - это определенные положения, которые определяют основные закономерности, содержат требования к содержанию методов и форм работы. Воспитательный процесс базируется на следующих принципах:
- Целенаправленность процесса. Педагогом выбираются определённые направления воспитательной работы, соответствующие основной цели – формированию всесторонне развитой личности, готовой к активной и осознанной трудовой деятельности. Закономерности обучения и воспитания хорошо изучены психологами и педагогами, подразумевают структурированность работы, не допускают стихийности, хаоса.
- Взаимосвязь между жизнью и воспитанием. Основные закономерности процесса воспитания в подготовке детей к жизни в обществе, посильном участии в трудовой деятельности. Для этого в воспитательных программах выделяется отдельный блок на изучение краеведческой информации, знакомство ребят с политическими и общественными событиями, происходящими в стране. Талантливый педагог, знающий основные закономерности процесса воспитания, привлекает ребят к общественной жизни, вовлекает их в экологические, патриотические акции. Встречи со старшим поколением (ветеранами, участниками Второй мировой войны) способствуют формирования моральных, нравственных качеств у подрастающего поколения.
- Гармония между поведением и сознанием в воспитании. Поведение представляет собой сознание в реальном действии. Воспитание такой взаимосвязи – сложный и противоречивый процесс, ведь намного труднее сформировать правильные навыки, чем воспитать сознание. Чтобы справиться с подобной сложностью, были проанализированы основные закономерности воспитания личности, выявлены важнейшие направления развития. Учитель вырабатывает у своих воспитанников невосприимчивость к негативным воздействиям, готовность и способность бороться с ними.
- Воспитание в труде. Основная закономерность физического воспитания построена на взаимосвязи с гармоническим развитием личности. Труд является единственным источником удовлетворения духовных и материальных потребностей, возможностью для гармонического развития.
Комплексный подход к воспитательному процессу
Основные закономерности процесса обучения, воспитания одинаковы во всех образовательных учреждениях. Отличия есть только в направлениях, выбранных в качестве приоритетных в конкретной школе, лицее, гимназии. Комплексный воспитательный подход основывается на диалектической взаимосвязи социальных процессов и педагогических явлений. Претворение в жизнь данного подхода подразумевает единство цели, содержания, задач, методов, форм, приемов воспитания. Особое место в развитии личности ребенка занимает взаимосвязь школы, семьи, общества, средств массовой информации.
Как составляется воспитательная программа
Существуют определенные требования к содержанию программы воспитания, они указаны в нормативных актах образовательного учреждения (уставе школы, должностной инструкции классного руководителя).
Прежде чем приступать к написанию воспитательной программы, классный руководитель вместе с психологом изучает индивидуальные особенности школьников. Для этого ребятам предлагаются разнообразные тестовые задачи, им предлагают найти ответ на жизненные ситуации. Одновременно с выявлением уровня развития каждого ребенка, проводится анализ сформированности классного коллектива. После анализа полученных результатов, выявляются проблемы, существующие в классе. Создаваемая педагогом воспитательная программа направлена на устранение выявленных проблем, развитие творческого потенциала каждого ребенка, становление коллектива класса, учитывая основные закономерности обучения воспитания. Изучает классный руководитель и семьи своих подопечных, чтобы составить полную картину о каждом ребенке, той социальной среде, в которой он находится вне школьных стен.
Далее формулируется основная цель воспитательной программы, задачи, направления деятельности. В программе должны быть указаны и общие закономерности воспитания, которые будут использоваться педагогом в работе. В тематическом планировании педагог указывает основные разделы работы, их содержательный аспект, а также способы достижения поставленной задачи. К программе прилагается список методической литературы, тесты, разработки мероприятий. Затем программа рассматривается на методическом заседании классных руководителей или педагогическом совете. Простым большинством голосов принимается решение о ее пригодности (непригодности) к внедрению в ОУ. Комплексный подход к воспитательному процессу учитывает основные закономерности воспитания детей, индивидуальные и возрастные особенности школьников. В случае необходимости педагог вносит определенные корректировки в программу, делает дополнения. Взаимосвязь нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового воспитания помогает педагогу сформировать полноценных граждан страны.
Патриотическое воспитание
Особое место в любой воспитательной программе отводится формированию у школьников чувства патриотизма. Во многих образовательных учреждениях появились кадетские классы, группы. Кадеты являются образцом честности, воспитанности, мужества, любви к Родине для своих сверстников.
Экологическое воспитание школьников
Среди приоритетных направлений – экологическое воспитание школьников. Данный интерес не случаен, ведь при общении с природой у школьников формируются следующие качества: любовь к природе, бережное отношение к живым существам. Цель программы в формировании толерантности к живой природе. Среди задач: составление «экологических троп», изучение флоры и фауны определенного края, региона, области. Педагог привлекает к работе сотрудников отдела экологии местных органов власти, преподавателей биологии, специалистов национальных парков.
Формирование личности
Основная закономерность воспитания - это развитие индивидуальности каждого ребенка. При общении со сверстниками, ребенок получает навыки работы в коллективе, получает возможность реализовать свои потребности, совершенствоваться как личность. Учащиеся получают возможность участвовать в самоуправлении, проявлять свою инициативу. Педагог исполняет роль наставника, советчика, наблюдает за тем, как развиваются отношениями между членами классного коллектива. На сочетании разумной требовательности и уважения к личности ученика основывается гуманистическая педагогика. Учитель не позволяет себе негативных высказываний, которые могли бы унизить достоинство воспитанника, уважает его достоинство. Индивидуальный подход является важным условием качественного воспитания.
Концепция национального воспитания
В нее включены следующие принципы:
- единство национального и общечеловеческого: овладение родным языком, формирование любви к родному краю, народу, уважительное отношение к наследию, культуре, национальных традициям, обычаям народов, населяющих РФ;
- учет индивидуальных, физиологических, анатомических, психологических, национальных особенностей школьников;
- связь воспитания с народными промыслами и ремеслами, формирование единства поколений;
- создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала школьников;
- демократизация: упраздняется авторитарный стиль воспитания, личность ребенка воспринимается как высшая социальная ценность, признается право на свободу, проявление индивидуальности.
Совокупность данных принципов гарантирует успешное определение целей, задач, отбор средств, методов, форм воспитания.
От чего зависит продуктивность воспитания
На нее оказывает влияние несколько факторов. В первую очередь нужно отметить сложившиеся в коллективе отношения. Между классным руководителем и его подопечными формируются отношения, влияющие на продуктивность процесса. По мере общения у ребят формируются взгляды, жизненная позиция. Если педагог не является авторитетом, воспитательные отношения приобретают негативный характер. Учитель должен четко ставить перед ребятами реальную цель, вместе с ними составлять алгоритм предполагаемых действий, и анализировать полученный результат. Воспитание должно соответствовать реалиям современной жизни. При отрыве от практики сложно получить желаемый результат, воспитание будет несостоятельным. Ребята испытывают глубокое разочарование, убедившись в несоответствии дела и слова, жизни и теоретических знаний.
Заключение
Научная картина воспитательного процесса предполагает детальное описание всех закономерностей, управляющим процессом воспитания школьников. Педагогические закономерности данного явления – адекватное отражение объективной, независящей от субъекта, реальности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми параметрами при определенных обстоятельствах. Если учитель сумеет определить такую закономерность, он составит идеальный план своей педагогической деятельности, получит желаемый результат. В случае пренебрежения закономерностями вся деятельность учителя по воспитанию подрастающего поколения будет иметь низкую продуктивность. Первая закономерность заключается в воспитании ребенка только при условии его активного участия. Воспитательный процесс является с точки зрения психологии непрекращающимся движением вверх, предполагающим новые и большие усилия. Любая воспитательная задача предполагает инициирование определенной активности. При физическом развитии используются комплексы упражнений, для нравственного становления личности нужна ориентация на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности. Для создания закономерности педагог должен наблюдать за состоянием ребенка, предупреждать перегрузки и переутомления. Дозирование разных видов деятельности является подлинным педагогическим искусством, оно под силу только настоящим профессионалам.
Использование игровых ситуаций, элементов состязательности, индивидуального подхода, прочих методических приемов, гарантируют создание щадящего режима активности школьника, помогает формировать у него патриотизм, толерантность, целеустремленность. Хорошим педагогом можно считать учителя, умеющего организовать активную познавательную деятельность воспитанников, направленную на полноценное развитие их творческих и интеллектуальных способностей.