Учителям 1-4-го классов приходится работать с документацией не меньше, чем педагогам среднего звена общего образования. А составлять характеристики - и того больше. Какие же требования к этому документу выдвигает начальная школа? Характеристика на ученика - в статье.
Как составить документ?
Прежде чем писать характеристику, следует собрать все сведения о ребенке, которыми оперирует в работе начальная школа. Характеристика на ученика может быть составлена в соответствии с такими пунктами:
- как он относится к учебной деятельности (наличие интереса, успеваемость, осознание своей роли ученика, умение и любовь к чтению, наличие любимых уроков);
- уровень активности на занятиях, и от чего она зависит;
- работоспособность;
- когнитивное развитие (память, внимание, восприятие, мышление);
- особенности поведения (дисциплина, уровень агрессивности, реакция на критику и похвалу, уравновешенность);
- характер и общение в коллективе (уровень конфликтности, отзывчивость, умение налаживать контакт, открытость, умение работать в группе).
Начальная школа: характеристика на ученика 1 класса
Известно, что развитие в детские годы проходит очень стремительно. Поэтому важно замечать все изменения, которые происходят с ребенком, на каждом этапе его развития. Большое значение в этом процессе занимает начальная школа. Характеристика на ученика за этот период составляется чаще, чем во все остальные, и она имеет некоторые различия в зависимости от периода обучения ребенка.
Так, характеризуя первоклассника, нужно описать особенности адаптационного периода ребенка: как развивается его познавательный интерес, психические процессы, как себя чувствует в новом коллективе и как справляется с поставленными задачами. Эти сведения помогут наметить шаги, которые дальше будут предприняты в работе с малышом. От этих знаний зависит, как пойдет дальнейший процесс социализации ребенка в школе.
Начальная школа: характеристика на ученика 4 класса
В отличие от предыдущей, характеристика на выпускника начальной школы должна описывать развитие ребенка за весь период обучения в 1-4-м классах. Это динамика изменений во всех характеристиках малыша, которые произошли за этот период.
Насколько легко были преодолены трудности, с которыми столкнулись на начальном этапе? Развиты ли познавательные процессы в соответствии с нормой? Насколько интересно и легко ребенку находиться в школе? Какая тактика в обучении и воспитании больше всего подходит малышу? На все эти вопросы может дать ответы начальная школа. Характеристика на ученика далее переходит к тем педагогам, которые познакомятся с ребенком и должны будут выстроить с ним эффективную систему работы. Не говоря уже о том, что сам ребенок, которого ждет еще один переходный момент (средняя школа), должен получить необходимую помощь и поддержку.
Образец характеристики
Примерная характеристика ученика начальной школы может выглядеть так:
Ефимов Ефим учится в ... (название школы) с 1 класса - 2012 г. С первого дня обучения показал себя активным мальчиком, которому нравится учиться и общаться.
Физическое развитие Ефима соответствует норме. Воспитывается он в полной семье, мама регулярно обращается за информацией к педагогам, каждый день водит мальчика в школу.
Ефим хорошо усваивает учебный материал. Очень любит читать, часто просит маму купить ему новую книгу. Особый интерес проявляет к литературе о животных, любит природоведение, дома воспитывает собаку.
Ефим имеет развитое восприятие, относится к визуальному типу: хорошо усваивает зрительную информацию. Абстрактное мышление развито в соответствии с возрастом. Мальчик умеет делать логические выводы, вступать в диалог, приводить свои аргументы. Произвольность памяти и внимания также достаточно развиты. Хорошо выполняет задания в группе, умеет быть лидером.
Ефим отличается от других детей уровнем самоконтроля: он умеет выполнять задания до конца и только потом переходить к новым. По характеру мальчик сдержанный, уравновешенный, покладистый. Большую часть времени находится в стабильном хорошем настроении. Лучше воспринимает положительную мотивацию, в ответ на критику может закрыться и не реагировать.
В классе поддерживает дружеские отношения с двумя детьми - ... (имена). В свободное время они посещают музыкальную школу (Ефим учится играть на фортепиано).
В работе с Ефимовым Ефимом лучше придерживаться позиции "на равных", давать четкие задания и возможность реализовать лидерские качества.