Как сотрудники манипулируют руководителем
Любая манипуляция в долгосрочном периоде губительна для компании. Я видел более 500 компаний разного уровня, разного размера, разной структуры и разного вида менеджмента, но не встречал ни одной компании, которая в долгосрочном периоде на манипулятивных техниках построила бы хорошую, качественную команду с сильным продуктом и хорошей, успешной, прибыльной работой.
Причины возникновения манипуляций в компании
Рыба гниет с головы
В компании, где собственник не манипулирует подчиненными, подчиненные не манипулируют другими подчиненными, не манипулируют друг другом. Если у собственника порядок в голове, он напрямую озвучивает все свои мотивы сотрудникам и дает им возможность проявить свои сильные стороны, то сотрудники к новым линейным сотрудникам относятся точно так же. Это позволяет набирать команду из сильных людей на ценностях и не натыкаться в дальнейшем на проблемы с манипуляциями сотрудников внутри коллектива.
Проблемы с ценностями
Для меня манипуляция — это один из серьезнейших симптомов. Если я вижу, что один из сотрудников хочет от руководителя получить результат, используя при этом скрытую манипулятивную технику — явно что-то в руководстве компании делается не так. Скорее всего, это проблема с ценностями собственника или топ-менеджера, который ведет этот бизнес.
Я призываю вас лечить не симптомы, а лечить саму глубинную проблему. Глубинная проблема кроется в первую очередь в коммуникации собственника и/или топ-менеджеров между собой. А потом уже транслируется вниз в наиболее извращенной манере, с каждой ступенькой иерархии увеличиваясь кратно. Эта проблема решается коучингами, совместными тренингами или, в крайнем случае, заменой людей.
Давайте разбираться, как сотрудники могут манипулировать руководителем и что в этом случае делать.
Виды манипуляций со стороны сотрудников
Имитация кипучей деятельности
Когда сотрудник хочет показать свою важность для руководителя, и его фокус переходит с результата на процесс — это симптом того, что сотрудники внутри коллектива хотят выслужиться перед руководителем, и/или вы нанимаете безалаберных людей, которые не хотят работать.
Что делать
Вводить понятные метрики, основанные на ценности каждого действия для клиента. Например, вы хотите добиться того, чтобы сотрудники работали полностью в CRM-системе, и вы поставили мотивацию на заполнение строк в CRM-системе. Через время ваши сотрудники вместо того, чтобы грамотно коммуницировать с клиентами, начинают просто как можно больше строк набивать. Я с таким встречался один раз.
Проблема в том, что вы мотивируете не на то, что приносит ценность. Ценность приносят выполненные в срок контракты, низкая отказность работы, низкие показатели брака. Но ценности заполнения CRM нет ни для кого, кроме вас. И ваша задача в данном случае — продать сотрудникам значимость нужных вам действий. Если вы не можете их продать, то, к сожалению, нужно либо менять вас как руководителя, либо менять сотрудников и нанимать других.
Завуалированная информация
Куча терминов и непонятная суть. Встречается в среднем и крупном бизнесе, когда за большими отчетами можно спрятать основные просчеты, косяки или откровенные ошибки.
Что делать
Требовать от сотрудников информацию в понятном виде. В одной из интереснейших для меня книг последнего времени — «Маверик» Рикардо Семлера — для решения этой проблемы было установлено правило, что все отчеты в компании, включая маркетинговые, должны быть представлены в формате одной страницы А4, в котором название отображает самый главный тезис отчета.
Да, всю информацию абсолютно любого характера можно преподнести на одном листе А4. Как шутил Марк Твен, «прости за длинное письмо, у меня не было времени подумать над коротким». Действительно, в длинных текстах, которые никто не читает, можно скрыть все что угодно. Помогайте сотрудникам выражать свои мысли яснее.
Например, для всех внутренних писем, адресованных клиентам, мы начали использовать сервис ГлавРед. При кратном использовании это помогает увидеть весь словесный мусор в тексте и сокращать мысли до сути, до мяса, избавляясь от ненужного жира и требухи.
Уход от темы
Очень простой вид манипуляции, когда из ряда вопросов, которые вы задали, получаете ответ только на те вопросы, которые сотруднику наиболее выгодны.
Что делать
Добиться ответа на каждый из поставленных вопросов, каким бы неудобным он ни был.
Попытка заставить руководителя делать работу подчиненного
Иногда под предлогом значимости руководителя сотрудник тем или иным способом заставляет руководителя взять на себя часть ответственности за решение задач.
Что делать
Не брать эту ответственность и возвращать ее назад сотруднику. Можно играть в небольшую игру — например, представить, что стаканчик с кофе на столе — это ответственность. К вам приходит сотрудник и говорит, что он позвонил в ту компанию, и они никак со ним решить вопрос не хотят, а требуют руководителя отдела продаж. В этот момент ответственность — этот стаканчик с кофе — переведена на вас.
Что отвечать? «Я не знаю, что делать. Что бы сделал ты?» Он говорит: «Я бы попросил вас позвонить, чтобы вы решили эту ситуацию». - «Слушай, я тогда не понимаю, зачем мы платим тебе деньги? Может быть, ты все-таки найдешь способ решить эту проблему?» - «Я уже пробовал, у меня не получилось». - «Что ты предлагаешь? Что можно сделать еще?»
Если это запущенный случай, и сотрудник никак не берет на себя ответственность, спихивает ее, то с таким сотрудником работать не надо. Как в индейской притче: «лошадь сдохла — слезь», не надо ее пинать и пришпоривать.
Наше общество, российское в том числе (я не очень люблю так глубоко обобщать, но у меня складывается такое ощущение, потому что я учился в школе и в институте), не провоцирует людей принимать решения за себя самостоятельно. Поэтому зачастую приходится в хороших сотрудниках, не безнадежных, воспитывать самостоятельность. Для этого можно и нужно их учить принимать ответственность за все, что они делают, и показывать, какую пользу они дают компании. Когда вы прозрачно рассказываете, как влияют их действия на результат компании — спрашиваете с них уже не процесс, а результат. Но каждый раз ваша задача — вернуть сотруднику его ответственность.
Демонстративная незаменимость
Когда сотрудник все контакты завязывает на себя, он делает себя незаменимым искусственно. Например, общается с узким кругом лиц в ряде компаний, их контактов нет в CRM, но почему-то они есть у него в телефонной книжке. И ему звонят на мобильный. Или когда сотрудник в разговоре повышает свою значимость всеми возможными способами.
Это тот же вариант дохлой лошади. В данном случае сотрудник свои личные цели в компании ставит выше, чем цели компании, в которой работает. Теоретически это неплохо, но только у него это происходит в ущерб компании — получается, если уйдет сотрудник, то компания потеряет часть контактов, часть базы, часть чего-нибудь еще.
Что делать
Я бы требовал обязательного общения в CRM и не допускал возможности, чтобы сотрудники работали как-то по-другому. Особенно это легко сделать для новых сотрудников, которых вы выводите с определенными правилами.
Для старых сотрудников это будет некоторой трудностью — они всю жизнь работали с мобильного телефона, а вы вдруг требуете работать только через CRM-систему. Но если вы знаете друг друга хорошо и давно, доверяете друг другу, сделать это просто: нужно продать им идею, зачем это нужно вам. А именно — не для того, чтобы сместить их с места, а чтобы не потерять связи с клиентом, потому что у каждого сотрудника есть возможность сменить позицию, заняться чем-то другим в компании. «Чтобы эта работа не пропала зря, я прошу вас заполнять все в CRM. Мне это очень нужно и ценно, и я прошу вас это делать на 100%. Потому что иначе это не работает»
Продавая сотруднику необходимость заполнять данные в CRM-системе, вы уйдете от необходимости сотруднику показывать свою незаменимость. А с теми, кто никак не может уйти от этого, к сожалению или к счастью, я бы предложил попрощаться.
Обращение через голову руководителя
Ситуация, когда менеджер прыгает через руководителя отдела продаж и приходит к директору отдела продаж.
Что делать
Директору отдела продаж, к которому пришел не его прямой подчиненный, — возвращать назад ответственность за решение ситуации на руководителя отдела продаж. Недопустима ситуация, когда менеджер по продажам прибегает к собственнику и пытается решить какую-то проблему без того, чтобы сначала решить эту проблему с руководителем.
Первый и единственный вопрос собственника: а ты с руководителем это решил? Нет — иди, решай.
Искусственный цейтнот для принятия решений
Ситуация, когда руководителя пытаются загнать в угол и заставить принять решение, не откладывая. Решите сейчас, нам нужно срочно работать с этим клиентом, например, нужно ему согласовать скидку.
Что делать
Одно из лучших решений против любой манипуляции — время. Все случаи, которые обрисовываются как «лучшая сделка века», приходят регулярно. И я очень редко встречался с ситуациями в бизнесе, когда решение нужно было принимать мгновенно, и если мы сегодня его не примем, то завтра уже будет поздно.
Это бывает крайне редко и для очень редких категорий товара — например, скоропортящихся. На всех других рынках, я уверен, день это точно может подождать, а за это время вы примете взвешенное решение.
Текстовые детские манипуляции
Простые манипуляции вроде «я от вас этого не ожидал», «прошлый руководитель так не делал», «вы вечно так говорите», «я бы на вас посмотрел на моем месте» или «вы же знаете, что я этого не умею» — это все опять же попытки перекинуть ответственность или повысить свою важность, принизив собеседника.
Что делать
Первый вопрос: зачем ты со мной в таком ключе говоришь, что ты мне хочешь сказать этими словами? Пусть человек обоснует свое поведение.
Это лучше обсуждать отдельно, не в группе, а индивидуально. Если сотрудник в подобном ключе общается со своим руководителем, то с таким сотрудником нужно прощаться. Потому что этот сотрудник, скорее всего, позволяет себе общаться точно так же еще и с клиентами и скидывает ответственность с себя на кого-то другого. У такого сотрудника нет будущего — это та же дохлая лошадь, с которой нужно прощаться.
Как исключить манипуляции
Любой вид манипуляции — это ситуация, когда одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. С такими сотрудниками, которые позволяют себе манипулировать коллегами, работать не стоит.
Я бы не стал с такими работать никогда — мне, как предпринимателю и собственнику, интересно работать с сильными, ответственными и интересными людьми, а не с теми, кто устраивает внутри команды политические интриги, обиды, какую-то борьбу за рабочие места и повышение. Это тонны энергии, которая тратится не на результат, а на внутреннюю политическую игру. Подобного рода сотрудникам либо не интересна работа, либо она не является их целью. Их место точно не в компании, поэтому брать таких сотрудников не стоит. А если уже взяли — моя практика говорит, что для кардинальных изменений человеку нужно от восьми лет.
Это касается и топовых сотрудников. Если ваш привычный партнер-директор по продажам, с которым вы десять лет отработали и начинали, когда все было здорово, начинает вести себя так же и пытается вами манипулировать, то это сигнал к тому, что пора с ним расстаться.
Мне в жизни приходилось расставаться с бизнес-партнером, потому что у нас расходились ценности. Для него было нормально кого-нибудь из сотрудников кинуть на деньги, а для меня это было недопустимо. На этой почве мы просто расстались, и я считаю, что это было одно из самых правильных решений в моей жизни. Это не значит, что я не ценил своего бизнес-партнера, это значит, что у нас разные ценности, и нам с ним просто не по пути.
Предлагаю вам точно так же относиться и к руководителям, и к директорам, и к сотрудникам, в том числе менеджерам по продажам. А если вы посмотрите на свой коллектив и решите, что хотите работать с по-настоящему сильными сотрудниками, и вам нужен продающий персонал, то обращайтесь к нам.