Виртуальный век меняет людей. Реальный мир порождает в нем множество отражений. Человек скрывает имя псевдонимами. Реальные жизненные истории, отразясь в кривом зеркале фантазии, порождают псевдобиографии. В мире литературы это приветствуется - жить как творить. Именно таким образом, инкогнито, и обнародовала на интернет-сайте LIVEJOURNAL свои произведения поэтесса Кустовская Мария Викторовна, которая пишет под псевдонимом Дана Сидерос и ником LLLYTNIK. Впрочем, молодая дама - «Шутник» нередко приятно удивляет своих почитателей строками глубокими, оригинальными, философскими.
Две биографии
В 1985 году в Болгарии, в небольшом приморском городке Белослав, родилась виртуальная поэтесса Дана Сидерос. Биография ее связана с переездом семьи в СССР. Тогда Дане исполнилось лишь 2 года. С 2003 года девушка проживает в Москве. Стихи пишет с 90-х годов исключительно на русском языке. Дана Сидерос работала полиграфическим дизайнером в ныне закрытом альманахе «Конец эпохи». Итак, миссия молодой виртуальной болгарки – скрыть до поры до времени тот факт, что ее реальная ипостась родом из России пишет стихи.
В том же 1985 году, когда компании Coca-Cola вышла со своей продукцией на рынок СССР, Мадонна выпустила диск Like a Virgin, а генсек Горбачев на апрельском пленуме впервые произнес слово «перестройка» в Казани родилась другая девочка, Кустовская Мария Викторовна.
Поэтесса окончила художественное училище и до настоящего времени работает иллюстратором. В 2008 году она опубликовала первую подборку стихотворений. Критика отметила ее «удивительно своеобычное чувство языка». Она - лауреат поэтической премии «Нова», участник поэтических концертов и фестивалей. В 2014 году Мария награждена премией «Дебют» в номинации «Драматургия».
Отвечая на вопросы корреспондентов о дальнейшей судьбе «раздвоения личности», поэтесса, к радости поклонников, решила пользоваться и далее псевдонимом Дана Сидерос, не прекращая публикаций новинок в LIVEJOURNAL.
Кто она?
Мария – человек беспафосный и пишущий от души. Этим она близка своей читательской аудитории. Она – типаж героя нашего времени, девушка, приехавшая «делать себя» в мегаполис. Поэтесса не привязана к различного рода меркантильностям, предпочитая уровень поэзии регалиям.
Иронизируя по поводу проекции на себя известной цитаты Гете, что страшен тот, кому терять нечего, Мария утверждает, что именно таковой она и является.
Личностная позиция творца, не губящего свой талант в погоне за фетишем славы, и является сегодня единственно честной для действующего поэта. Настоящее признание само отыскивает достойных. Публикация сборников для Марии Кустовской – не самоцель, а следствие творчества.
Произведение – визитная карточка
В литературных кругах заговорили о ней, когда широкой публике стало известно одно ее пронзительное стихотворение. Критики запомнили презентованное имя автора - Дана Сидерос.
От таких стихов мурашки бегут по коже. Здесь есть образность, стопа трехсложная с первым ударным слогом (дактиль), кажется, попадает в такт биения сердца читателя. Какое пронзительное начало у этого сочинения! Оно авторски-оригинально поднимает тему детей поколения индиго и родителей - приземленных, вросших корнями и зомбированных непростым бытом, отупляющим зарабатыванием хлеба насущного.
Этот стих стоит услышать каждому родителю, открыть ролик, где объявляют: «Дана Сидерос "Дети уходят из города"», и внимательно вслушаться, как молодая женщина, автор произведения, вдохновенно его читает.
Для думающих слушателей оно расскажет не о физическом побеге детей (хотя и такое, к сожалению, случается), а о категорическом неприятии ими морали старшего поколения, их образа жизни.
Мария Кустовская, поэтесса, известная как Дана Сидерос (фото представлено ниже) доносит идею стихотворения своим слушателям, на единственно верном уровне – интуитивном, который-то и раскрывается с помощью метафоры.
Это именно та горькая правда, которая шокирует многих родителей. Она гласит: для устройства жизни детей логика и опыт старших в XXI веке перестали быть первичными.
Поколение индиго выше их уровнем интеллекта, опыт отцов нужен им не в качестве дорожной карты по жизни, а лишь как дополнительный справочник, не более того. С этим следует смириться старшим и опрометчиво не спешить «ломать о колено» личности своих чад.
Второй сборник, первый стих
Ее первый сборник «Шутки кончились» запомнился и полюбился читателям тонкой и прочувствованной рифмой поэмы «Орфей».
Событием в культуре стала публикация следующего сборника от имени Дана Сидерос «Ученик дурака». Название сочинения выбрано подчеркнуто беспафосное, но Кустовская попала им не в бровь, а в глаз, по-новому презентовав себя поэтическому сообществу. В него вошли произведения, давно разобранные в интернете ее почитателями на цитаты.
Открывает его стихотворение «Пятьдесят», звучащее как приговор пятой расе («отцам»):
В строках ямба говорится, что Зла и Добра в мире 50 на 50, звучит контраст между бытием и существованием. Горько, на противопоставлении, происходит констатация отвратительного существования в обществе, не выработавшего общепринятых моральных устоев, не воспитавшего своих граждан. Обо всем об этом Дана Сидерос говорит, опять же, интуитивно, ее метафоры резки и рельефны, словно кисть Врубеля.
Автор не дает никаких рецептов «выздоровления» социальной среды, это было бы слишком пошло и нечестно с ее стороны как поэтессы, задача которой - заставить читателя осознать: нельзя же, в конце концов, всю жизнь бежать «в другие города»!
Мария Кустовская приглашает суетящихся, мечущихся между Добром и Злом людей, наконец, остановиться в их бегстве и взглянуть в глаза истине, ужаснуться язвам общества. Ведь все вредные проявления человеческой натуры: жадность, лживость, жестокость - не врожденные. Мы пришли к такому безобразному существованию (не бытию, отнюдь), забив мозги детям ненужным хламом вместо воспитания. И сейчас из поколения в поколение пожинаем дивиденды в виде социопатов. Ведь еще Макаренко предостерегал, что воспитанию следует идти на шаг впереди образования.
Далее об «Ученике дурака»
И это – только первое произведение из сборника! Однако и последующие его стихи не разочаровывают читателя. В одном из них Дана Сидерос молит Господа, чтобы он что-то сделал с обезличенной промышленно-учрежденческой машиной государства «с неумолкающими ртами», «вросшими трубками телефонов», с атмосферой, где обезличенные люди низведены до винтиков, лишены возможности творчества.
Слова эти звучат как откровение, ведь ни для кого не секрет, что современное общество и так называемая «демократия», уже давно и основательно устарели. Существующей модели, по сути, более двухсот лет. Медиамагнаты делают из него неприкасаемую «священную корову», поскольку им платят за это, а коррумпированные политики даже не пытаются создать что-то новое. Сегодня отстает от запросов цивилизации деление на «правых» и «левых», попытки управлять миром с помощью конкурирующих партий.
Давайте еще раз задумаемся над метафорами, под которыми стоит подпись – Дана Сидерос. Стихи адресованы явно всему человечеству («нас миллиарды»). Действительно, давно пора обмотать ватой заводную шарманку ущербного мирового порядка, качающую деньги в карманы серых кардиналов.
Ведь наша могучая цивилизация уже сегодня способна на реальные чудеса. А какими темпами нынче развивается социум! Если бы любой из нас построил идеальное общество, то оно было бы адекватным прогрессу лет на пять, а потом бы опять стало смирительной рубахой для нового поколения.
Ученые американского проекта «Венера» подсчитали: откажись сейчас все правительства от своей власти и сотри они все границы на земле, - уже через полтора десятка лет по всей планете можно создать одну процветающую цивилизацию! Какое бы было это для всех людей утешение! Одним словом, не зря вопрошает Дана: «Господи, ты не мог бы что-нибудь с ними сделать?».
Другие стихи сборника
Впрочем, не только мыслями о будущем пленяет своих читателей поэтесса, пишущая под псевдонимом Дана Сидерос. Автор Мария Кустовская и о настоящем не создает стихов приторных и убаюкивающих. Ведь в окружающем нас мире на сто лет припасено не только дури, но и лицемерия, и ханжества.
Немного поиронизируем о третьей власти. Тем более что вышеприведенные стихи, частично – о ней. То, что далека от истинной справедливости человеческая судебная система, говорили, причем независимо друг от друга, еще древние греки и индийцы. Причем и те и другие определяли толкующих намеренно запутанное законодательство как грешников и определяли их в перспективе в ад. Стала ли она справедливей в наше время?
«Пора говорить слова» - такую нетривиальную идею высказывает поэтесса. Что же стоит за ней? Попробуем пояснить, ведь за этим стоит глубокий смысл.
О проблеме когда-то исчерпывающе написал Федор Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь». Ведь люди в большинстве своем не выражают словами свои истинные цели и желания, а скрывают их. Мудрость гласит, что в начале созидания должно быть Слово. Очевидно, что оно не должно быть лживым. Людям шестой расы однозначно придется преодолевать это.
Дана Сидерос. «Стена живых». Завязка сюжета
Говорить о Марии Кустовской только как о поэтессе было бы некорректно. В ее творческом портфолио имеются и прозовые наработки, и обнародованная пьеса под названием «Стена живых». В ней ощущается то вечное, что не должно быть растоптано цивилизацей: духовность, позволяющая людям не забывать, что они – люди.
Это трогательное произведение окунает нас в мистерию человеческого бытия. Перескажем его краткое содержание. В небольшом городке живет бабушка Таиса и ее внуки - двадцатилетняя Ксюша и ее старший брат Антон. Так случилось, что их мама умерла. У них есть еще дядя, сын бабушка Таисы, Владимир, живущий на другом конце страны.
Первая сцена пьесы происходит в кафе, куда приглашены бабушка и внуки на свадьбу их родственницы, троюродной сестры Ксюши – Леры. В кафе на стенах висят портреты артистов. Ксюша замечает, что на одной стене – артисты живые, а на другой – почившие. Она уточняет свою догадку у директора заведения, одетого в «брюки и серую рубашку навыпуск». Тот, улыбнувшись, говорит, что такой порядок, действительно, ввел он. На свадьбе с бабушкой случается помутнение сознания, она громко плачет, говоря окружающим, что находится на поминках. Ее внуки отвозят домой.
Человек раскрывается перед смертью
Бабушка Таиса, чувствовала, что скоро умрет. Она говорила накануне об этом своей подружке - соседке Рае, которая посоветовала ей крепиться и ждать, пока приедет сын Владимир. Однако он, обещая навестить маму, не сдерживает слово.
У Таисы начинаются проблемы с сознанием и с памятью, она представляет себя молодой. Сначала приступы имеют временный характер. Ей нанимают сиделку – бездушную, неприятную, пожилую, но крепкую женщину Ирину.
Врачи говорят, что осталось бабушке Таисе прожить лишь несколько дней. Ксюша решается еще раз позвонить своему дяде Владимиру, приехать, попрощаться с умирающим родным человеком. Однако тот проявляет леность души, не горя желанием покинуть свой дом, свою зону комфорта. Тогда из уст неравнодушной, любящей бабушку Ксюши в волнении вырываются слова, которые стоят того, чтоб их процитировали.
За эти дни Таисе какое-то время кажется, что она девятнадцатилетняя девушка, затем – десятилетний подросток. Тихая, добрая, молчаливая бабушка удивляет своих внуков, только сейчас узнающих о ее непростой биографии. Она, потерявшись во времени, опять переживает на глазах Ксюши и Антона те событиях, которые пережила: сталинские репрессии, аресты, наказания охранников, нищету. Она вновь переносит тяготы войны: бомбежки, гибель мужа-военного на фронте, голод, пустой чай без сахара…
Финал пьесы
Удалось Ксюше, все-таки, достучаться до души дяди. Тот приехал и попрощался с мамой. Семейная драма проявила известную истину: если с родным человеком случается беда, каждый его родственник показывает, чего он стоит как человек.
Завершается пьеса поминками, проходящими в том же кафе, что и свадьба. Ксюша подменяет в рамке портрет живой актрисы на бабушкин в молодости.
После поминок хозяин кафе замечает это, однако, подумав, оставляет на стене портрет.
Метафоры от Даны Сидерос
Для любителей поэзии строки поэтессы в одно касание, вполоборота пробуждают яркие, запоминающиеся образы. «Тополя приговоренные», «хребты переплетов кожаных», «приют для бездомных книг», «кадило - отцовский ремень», «счастье всегда глуповато и неуклюже» - такие визитки оставляет своим читателям Дана Сидерос.
Стихи ее мелодичны и дают возможность живо все это представить. Все созданное благодаря яркости и уникальности не уходит из памяти!
Заключение
Приятно осознавать, что в наше суетное время людям нравится добротная, пишущаяся от души современная литература. Это видно по количеству откликов в LIVEJOURNAL, которыми одаривается теплом и благодарностью Дана Сидерос. Отзывы очень важны для поэтессы-демиурга, творящего в них свой мир, уже сегодня готовый к эволюционным переменам и жаждущий их. Поэтому, дорогие читатели, не скупитесь в них на теплые слова, которые вдохновляют.
В пока еще небольшом, но емком стихотворном мире Марии Кустовской есть частичка ее души, вдохновения, нерва. Он привлекателен, туда можно идти за трогающими душу рифмами, словно за родниковой водой. Получаются у нее и пьесы. Хотелось бы, чтобы те из них, которые написаны «в стол» вскоре порадовали почитателей ее творчества.
Удачи тебе, Дана Сидерос, радости творчества и женского счастья! Ты не из тех поэтов, для которых молчание – золото, твори!
Спасибо за интересную статью, только сто узнала имя настоящее этой девушки