Розничный товарооборот. Анализ розничного товарооборота, планирование и учет
В число наиболее важных показателей социального и экономического развития можно отнести розничный товарооборот, оказывающий влияние как на потребление, так и на производство. Розничная торговля – это продажа товаров напрямую потребителю.
Функции розничной торговли
Ряд функций, осуществляемый розничной торговлей:
- оказание потребителям и поставщикам экспедиционно-транспортных, информационных, рекламных и консультационных услуг;
- проведение операций по установлению цен на товары, их маркировке, хранению и приемке;
- осуществление оплаты принятых у поставщиков товаров;
- проведение отбора и сортировки товаров во время составления ассортимента;
- осуществление поиска нужных для торговли товаров;
- определение предложения и спроса на определенные виды товаров;
- исследование сложившейся на рынке товаров конъюнктуры.
Виды розничной торговли
Учитывая специфику потребительского обслуживания, розничную торговлю можно подразделить на посылочную, передвижную и стационарную. В данной статье подробно рассмотрим розничный товарооборот. Анализ розничного товарооборота также будет описан.
Доходы населения можно назвать основой экономического развития РТ (розничного товарооборота). Эти доходы представлены спросом на поступающие товары магазина в виде товарного предложения.
Состав РТ
По составу РТ неоднороден, в него входят предприятия общепита, сумма с продаж товаров населению посредством розничной торговой сети и продажи товара организациям, учреждениям и предприятиям. Покупательные фонды населения и личное потребление связаны непосредственно с таким понятием, как розничный товарооборот. Анализ розничного товарооборота имеет огромное значение.
С одной стороны культурное благосостояние населения, непрерывный подъем и рост производства систематический с другой находят отражение в динамике РТ. Он, в том числе, оказывает влияние на качественные и количественные показатели работы торговых организаций и предприятий. Показателями, зависящими от структуры и объема товарооборота, можно назвать рентабельность, прибыль, доходы, уровень и сумма издержек обращения, число работников торговли, состояние предприятий финансовое, фонд оплаты труда и прочие. Тщательный анализ и систематический контроль планов товарооборота имеют большое значение при выполнении планов товарооборота, их перевыполнении и поиске резервов для его увеличения. Планирование товарооборота необходимо.
Структуру товарооборота можно подразделить на реализацию непродовольственных и продовольственных товаров.
Состав розничной продажи предприятия включает продажу товара напрямую населению, субъектам хозяйствования или юридическим лицам, исходя из установленных правил, и выручку за услуги ремонта в магазине изделий.
Структура розничной торговли учитывает ассортиментные признаки. Обычно товары объединяют соответствующие группы по признаку потребительского или производственного назначения. Для этого существует розничный магазин.
Показатель, характеризующий качество и объемы розничной торговли, называется товарооборотом. Розничный товарооборот – денежное выражение реализации объема продаж, характеризующее последний этап движения в сферу потребления из сферы обращения продукции, констатирующее признание обществом стоимости и стоимости потребительской части продукта общественного, представляющего собой ряд определенных видов товаров. Пропорции между предложением и спросом, потреблением и производством, денежным обращением и реализацией, структурой торговой сети и объемом, трудовыми и материальными ресурсами. Это тоже составляет розничный товарооборот. Анализ розничного товарооборота должен проводиться регулярно.
Виды выручки, которые относятся к розничному товарообороту
- Продажа сельскохозяйственной продукции, птицы и скота напрямую хозяйствами подсобными и сельхозпредприятиями.
- Продажа запасных деталей, горюче-смазочных материалов, мотоциклов и других средств для ухода за авто станциями автозаправки.
- Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, автомобилей, включая цену запасных деталей.
- Ремонт обуви, одежды, часов, мебели, головных уборов, радио-, видео-, телеаппаратуры и прочих предметов предприятий бытового обслуживания.
- Покраска и химическая чистка одежды.
- Печатная продукция в розничной сети торговли и по подпискам.
- Белье из ателье по индивидуальному заказу, одежда, обувь и головные уборы.
- Отпуск продукции своего производства и покупных товаров предприятиями общепита.
- Товары розничной торговли в кредит и за наличный расчет.
- Прочая выручка.
Один из основных показателей оценки экономической и другой деятельности предприятий торговли – розничный товарооборот. РТ включает в себя продажу населению товаров для личного пользования, учреждениям и предприятиям для текущих нужд хозяйственных и коллективного потребления за наличный расчет. В настоящее время люди расходуют примерно 80 % своих доходов на покупки товаров. Роль розничного товарооборота в социальном развитии общества, культурном и материальном уровне жизни сильно снижена в условиях инфляции. Объем розничного товарооборота уже не тот, что был раньше.
В них РТ нужно оценивать и изучать в сопоставимых и действующих ценах. Чтобы определить розничный товарооборот в ценах сопоставимых нужно его фактический объем разделить на индекс цен на товары розничных за период изменения цен. При проведении анализа следует учитывать развитие розничного оборота товаров, удовлетворение спроса, улучшение структуры товарооборота на предприятии, обеспечение повышения доли в нем высококачественной продукции, активное воздействие товарооборота при формировании потребностей, вкусов людей. Розничный магазин работает на благо населения.
Основными задачами анализа розничного товарооборота в связи с вышеизложенным можно выделить:
- разработку оптимальных тактических и стратегических управленческих решений в развитии РТ торговых предприятий;
- проверку выполнения прогнозов товарооборота, освоение долгосрочных нормативов показателей торговой деятельности, удовлетворение покупательского спроса на определенные товары; определение оптимальности планов, обоснованности и напряженности; определение направления социального и экономического развития предприятия торговли розничной;
- выявление возможностей и резервов, путей увеличения обращения товаров, эффективности пользования материально-технической базой торговли, повышение качества обслуживания потребителей;
- комплексную оценку деятельности предприятия в торговле; обобщение, изучение и количественное измерение влияния факторов при выполнении плана и динамике розничного обращения товаров.
Розничная торговля – это продажа штучного товара для личного некоммерческого использования конечным потребителем.
В наше время в розничное обращение товаров переключаются следующими способами:
- продажа на торговых предприятиях талонов, билетов на проезд во всех видах транспорта, лотереи, карточек для телефонов, конвертов, марок и открыток;
- выдача в счет зарплаты работникам различных товаров предприятия;
- продажа юридическим лицам, в том числе учреждениям и организациям социальной сферы непродовольственных товаров и производственных юр. лицам, которые не относятся к соц. сфере.
В основном предприятия розничной торговли отмечают отпуск вышеуказанных товаров в качестве оптовой продажи, в результате чего те определяют общий оборот товаров, который включает оптовую и розничную продажу товаров. Но основной показатель торговой деятельности влияет оборот товаров. Важно правильно определить розничный товарооборот.
Информация о розничном обороте за месяц хранится в регистре бухгалтерского учета.
Особенно нужно выделить источники информации нормативно-правовые, которые используются при анализе хоз. деятельности. К таковым можно отнести инструктивные, справочные и нормативные материалы органов государственного управления, организации вышестоящей, цены, ставки, тарифы, нормативы и утвержденные нормы и др. Достаточно широко используют источники информации электронные при проведении анализа (справочники и базы данных на электронных носителях, интернет и машинограммы).
При анализе розничного оборота используются данные бизнес-планов предприятий, планов, статистической и бухгалтерской отчетности, норм, нормативов, текущего учета, стратегических и тактических прогнозов социального и экономического развития, материалы хронометража и личных наблюдений, источники информации, находящиеся вне учета. Информацию считывают с дисплеев, данных машинограмм при ее обработке. Розничный товарооборот предприятия очень важен.
Формы отчетности
Основные формы статистической отчетности:
- ОТЗТ - «Отчет о товарообороте и запасах товаров».
- ОПЗТ - «Отчет о продаже и запасах товаров».
- ОРТ - «Отчет по розничной торговле».
В ОТЗТ можно найти информацию о месячной розничной продаже товаров и нарастающий итог с самого начала года. Динамика развития розничного оборота товаров анализируется за текущий и прошлый периоды. Этот отчет показывает раздельно оборот предприятий общепита и торговых сетей. Также в нем можно выделить розничную продажу продовольственных товаров, алкогольных напитков и продуктов собственного производства.
ОПЗТ содержится информация о продажах товаров продовольственных в натуральных измерителях и в стоимостных показателях непродовольственных. В этом отчете отражены фактические запасы продукции розничной сети, на предприятиях общепита и складах за период на конец месяца предоставления отчета (отображает основные товары и товарные группы).
Как еще анализируется розничный товарооборот предприятия?
ОРТ составляют с начала года и в нем нарастающий итог. Первый раздел приводит информацию о розничном товарообороте товаров и запасов товарных розничной сети, а также на складах в конце отчетного периода. Второй раздел содержит сведения в стоимостных и натуральных измерителях о запасах продуктов длительного использования и продажах населению. Третий показывает информацию о запасах стройматериалов на складах торговой сети в конце отчетного периода. Четвертый раздел отчета годового рассказывает о наличии торговой сети, включая сезонную, на конец года.
Так проводят анализ деятельности предприятия розничной торговли.
В ОПЗТ и ОРТ розничный товарооборот указан вместе с прочим расходом, который не задокументирован, что нужно при анализе учитывать.
В торговле плодовоовощной составляются годовой, месячные и квартальные «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции», в которых содержится детальная информация о расходе, поступлении и остатках продукции. В книжной торговле предприятиями составляются годовой и квартальные «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров», которые предоставляют информацию об остатках, продаже оптовой и розничной, поступлении книжного товара. Таким образом легко отследить увеличение розничного товарооборота.
Структура РТ
Микроструктура, товарно-групповая структура, макроструктура и структура товарно-ассортиментная – подразделения розничного оборота товаров.
Микроструктура указывает на удельный вес определенной продукции объема реализации конкретного ассортимента (спецодежда; пальто; костюмы; зимняя, летняя и демисезонная обувь; переносные, цветные и черно-белые телевизоры; мебель для кухни, спальни, гостиной и прочее);
В товарно-групповой структуре продукция делится по производственному происхождению, назначению (фрукты-овощи, обувь, мебель, одежда, теле- и радиоаппаратура, хлебобулочные изделия, резинотехнические изделия, топливо, лесоматериалы и др.);
В макроструктуре предусмотрено деление товаров общее и крупное (непродовольственные и продовольственные, производственно-технического назначения и народного потребления);
В товарно-ассортиментной структуре учитывается соотношение различных видов продуктов, которые входят в определенную группу (женская, мужская и детская одежда; детская, мужская и женская обувь; мебель для дачи, офисов, служебных помещений и жилья и тому подобное). Это структура розничного товарооборота.
Факторы, которые влияют на структуру
Следующие факторы имеют большое влияние на структуру розничного оборота: особенности региона национальные; климатические условия; геоположение региона; экономические факторы; социально-демографические факторы и др.
Следующая информация составляет основу для проведения экономического анализа розничного оборота товаров: бухгалтерская и статическая отчетность, плановые показатели, оперативные данные, технико-экономические характеристики магазина и социально-экономические показатели конъюнктуры торговли и зон деятельности торгового предприятия.
Задачи анализа
Задачи анализа розничного оборота товаров следующие: изучить качество обслуживания населения; определить степень охвата покупательных фондов людей, обслуживаемых определенным предприятием или организацией; выявить внутренние резервы и разработать мероприятия для устранения недостатков и дальнейшего увеличения оборота и обслуживания людей; изучить динамику розничного оборота за несколько лет; изучить и раскрыть причины, тормозящие или способствующие выполнению планов оборота товаров; вести контроль выполнения плана оборота товаров по товарным группам и общему объему; оценить выполнение плана по организациям и предприятиям, входящим в эту систему; выявить изменения в структуре и объемах розничного оборота товаров, запасов и поступлении товара; изучить ритмичность выполнения плана розничной торговли по предприятиям и организациям и по системе в целом.
Как рассчитывается динамика розничного товарооборота?
Анализируя розничный оборот товаров, специалисты используют: акты ревизий и обследований документальных; инвентаризационную опись товаров; учетные регистры, первичные документы и товарно-денежные отчеты, которые отражают движение товаров; планы, которые составляются предприятиями и организациями самостоятельно; данные социально-экономических показателей региона деятельности предприятий и организаций (покупательные и денежные фонды организаций и предприятий, структура и численность населения и прочее).
Показатели РТ
Какие показатели розничного товарооборота бывают?
Анализ товарооборота происходит посредством расчета разнообразных показателей, сгруппировать которые возможно по определенным признакам: удельным и объемным, качественным и количественным, натуральным и стоимостным.
Наиболее широко применение в экономическом анализе стоимостных показателей, важнейшим из которых можно назвать объем оборота товаров организаций и предприятий.
Заключение
Также реализация товаров в ассортименте в стоимостном выражении определяется по методам и формам торговли, группам покупателей и так далее. Основными при оценке выполнения реализации плана розничного оборота товаров как раз и являются стоимостные показатели. Мы рассмотрели розничный товарооборот и анализ розничного товарооборота.