Между Америкой и Россией давно ведется борьба практически во всех сферах деятельности. Гонка вооружений является постоянным спутником соперничества стран. Абсолютного лидера выявить так и не удалось за многие годы. Первенство в секторе военной промышленности постоянно переходит от одного государства к другому. В такой специфической отрасли, как подводный флот, на данный момент первое место занимают Соединенные Штаты.
Однако так дела обстояли далеко не всегда, в советское время пальму первенства держал отечественный производитель. Благодаря мощной базе, созданной советскими конструкторами, даже на данном этапе в базе российского флота существуют такие исключительные экземпляры, аналогов которым нет во всем мире. Так все-таки, чей подводный флот сильнее - России или США? Кто является победителем в гонке – российская эксклюзивность или американская техничность.
Первый проект подводной лодки
Сравнение, чей подводный флот сильнее (России или США), началось еще с восемнадцатого века. Тогда предметом спора была первая подводная лодка военного назначения. Долго не могли определиться, кто же стал тем самым первым разработчиком такого аппарата.
Конструктором и испытателем первого же подводного судна являлся Корнелиус Дреббель. Это физик и механик из Голландии. Тестирование своей разработки он провел на реке Темзе. Судно представляло собой лодку. Её обшивкой была кожа, пропитанная маслом. Управление и движение осуществлялось благодаря веслам. Они выступали на небольшое расстояние в подводное пространство. В состав экипажа могло входить три офицера и двенадцать гребцов. Согласно историческим данным на испытаниях присутствовал король Яков I. Технические характеристики построенного судна позволяли находиться ему в подводном пространстве на протяжении нескольких часов. Предел глубины погружения был равен пяти метрам.
Но дальнейшие разработки прервала смерть Дреббеля. Его последователем и продолжателем идей стал другой ученый из Франции, который написал практическое руководство по построению подводных суден. Согласно его рекомендациям, лодка должна быть изготовлена из металла (преимущественно меди), формой она должна походить на рыбу, однако края должны быть заостренными. Совершенствовать данный аппарат в размерном плане не нужно.
Разработки стран-соперников
Сравнение подводного флота России и США начинается еще с первых аппаратов. К тому же построены они были с разницей в полвека. Это дает право говорить, что начало истории подводного флота у обеих стран приблизительно одинаковое.
Современный подводный флот России во многом обязан своему соотечественнику Ефиму Никонову, с судна которого и началось освоение технологий и методов сооружения подводных лодок. Это был простой плотник из подмосковной деревни Покровское. Он хотел воплотить свою разработку в жизнь и направил прошение к Петру I, в котором предлагал проект подводной лодки. Идея тайного судна, которое будет способно громить вражеские корабли, очень привлекла царя. По его приказу Никонов явился в Санкт-Петербург и приступил к строительству аппарата. Проект был воплощен в жизнь за три года. На первых испытаниях присутствовал лично Петр I. В скором времени, дорабатывая и совершенствуя проект, талантливый плотник приспособил к кораблю пороховые огнеметы. Царь, видя такие успехи, предложил начать постройку аналогичного судна большей конфигурации. Но перспективу в этом деле видел лишь Петр I и после его кончины освоение подводного пространства прекратилось. Так и не завершенная лодка сгнила в сарае.
Совершенствование процессов в производстве
Сравнение подводного флота России и США невозможно без упоминания достижений ученых и инженеров, разработки которых стали основой современной деятельности. Впервые данный проект был запущен в производство в тридцать четвертом году девятнадцатого века. Руководителем проекта был К. А. Шильдер, который являлся военным инженером по образованию.
Конструкция судна включала в себя специальные гребки, с помощью которых осуществлялось перемещение аппарата под водой. При их разработке был взят принцип бионики, то есть для создания технического оснащения были приняты во внимание законы природы. В данном случае инженер обратил внимание на строение гусиных лапок. Такие приспособления были размещены попарно по обеим сторонам корпуса. Для того чтобы запустить такие «лапки», необходимо было приложить усилия матросов-гребцов. Это было очень неудобно, ведь при неимоверных усилиях экипажа скорость не была слишком впечатляющей. Она могла развиваться максимум до полукилометра в час. Для того чтобы усовершенствовать данный процесс и сделать его более производительным и эффективным при меньших затратах, руководитель проекта планировал применять электротехнические устройства. Но развитие данной отрасли шло семимильными шагами, и это сильно тормозило внедрение новых идей.
Лодка была военного образца. На её вооружении находились пусковые ракетные установки. Многочисленные проблемы свели на нет данную задумку, и работы по модернизации судна были прекращены.
Использование двигателя в подводном флоте
Следующим этапом в развитии подводного флота является внедрение в конструкцию суден двигателей. Первым к такому решению пришел изобретатель И. Ф. Александровский. Для реализации своей задумки он избрал мотор, работающий на сжатом воздухе. Изобретатель воплотил свою идею в жизнь. По его проекту была произведена лодка. Но сам проект оказался не особенно успешным, так как продуктивность все равно оставляла желать лучшего. Двигатель позволял на скорости в полтора узла проплыть всего лишь три мили.
Успехов в реализации данной задумки достиг только лишь другой российский изобретатель С. К. Джевецкий. Сравнение подводного флота России и США дает право говорить, что на данном этапе российские изобретатели сделали прорыв, ведь Джевецкий установил на своей лодке двигатель, который приводила в работу аккумуляторная батарея. На тот момент в мире еще не было аналогов такому судну, которое могло передвигаться от электричества. При этом аппарат мог развивать скорость в четыре узла.
По проекту этого же изобретателя была построена лодка «Почтовый». Её главной особенностью, которая при сравнении подводного флота России и США вновь отдает лидерство русским (такого судна больше нигде в мире на тот момент не было), является единый двигатель. Единственным недостатком аппарата является след в виде пузырьков, который она оставляет после себя. То есть из-за низкого уровня маскировки она не может использоваться в военных целях.
В то время в данной отрасли активно шло развитие и внедрение энергетических установок. Именно в тот период были сформированы такие схемы и принципы, которые используются при проектировании лодок до сих пор. Разработки проводились и в секторе вооружения. Джевецким были сконструированы торпедные аппараты, которые стояли на вооружении подводного флота долгий период времени. Но отсталость таких отраслей, как электротехника и двигательная промышленность, не позволяло создать полноценный боевой корабль.
Подводная лодка «Дельфин»
Сравнить подводный флот РФ и США можно именно по этому аппарату. Судно было возведено в начале двадцатого века по проекту Бубнова и Горюнова Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Двигательная система состояла из двух частей. Первой был мотор, работающий от бензина, а второй – электрический двигатель. Разработка была настолько мощная и нестандартная, что по техническим характеристикам превосходила американский аппарат «Фултон».
Начиная с этого момента, развитие подводного флота Российской Федерации пошло очень быстрыми темпами. Подготавливались квалифицированные кадры. Из проектных разработок данная отрасль превратилась в надежный род боевых войск страны. Правительством всячески поддерживался данный сектор. А после введения специального нагрудного знака для офицеров-подводников желание служить в этих войсках возросло, как и авторитет сферы в целом.
Современный состав ВМФ России
На данный момент в Военно-Морской Флот Российской Федерации входит пять подразделений. Каждое из них состоит из надводных и подводных сил. Выделяют следующие составляющие данного подразделения армии:
- Балтийский флот. Главная база этой составляющей находится в Балтийске. Флагманом является эскадренный миноносец «Настойчивый». Подводные силы Балтии характеризуются тремя дизельными лодками. Кстати, сравнение подводного флота России и США (2016) говорит о том, что данный тип аппаратов существует лишь на российской территории. В Соединенных Штатах от производства такого рода суден давно отказались.
- Северный флот. Главная база этой составляющей находится в Североморске. Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Северный подводный флот России отличается большим разнообразием технических средств. На базе этого подразделения находится три тяжелых ракетных подводных крейсера и восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Подводные лодки северного флота России представлены моделями с крылатыми ракетами (3 единицы), многоцелевыми атомными (12 единиц), дизельными (8 единиц), специального назначения (2 единицы).
- Черноморский флот. Главная база этой составляющей находится в Севастополе. Флагманом является ракетный крейсер «Москва». Подводная составляющая представлена двумя дизельными подводными лодками.
- Тихоокеанский флот. Главная база этой составляющей находится во Владивостоке. Флагманом является ракетный крейсер «Варяг». Подводные силы имеют на балансе 5 ракетных подводных крейсеров, 6 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 7 многоцелевых атомных подводных лодок и 8 дизельных моделей.
- Каспийская флотилия. Главная база этой составляющей находится в Астрахани. Флагманом является сторожевой корабль «Татарстан». Это подразделение не имеет в своем составе подводных сил.
Многоцелевые аппараты
Сравнение подводного флота России и США (2016, как и другие года, не принес значимых прорывов в этой сфере) позволяет в целом оценить потенциал военно-морских сил. Одни из наиболее важных аппаратов, стоящих на техническом оснащении армии любой мощной морской державы – это лодки, перед которыми стоит решение задач оперативно-тактического характера. Цель таких суден – это уничтожение надводных целей противника и нанесение поражения по объектам береговой линии. В качестве оружия используются крылатые ракеты и торпеды. В зависимости от типа вооружения подводные лодки бывают:
- с крылатыми ракетами;
- с торпедами;
- с крылатыми ракетами и торпедами.
Подводный флот ВМС США обладает большим количеством субмарин именно оперативно-тактического характера. Именно на такие судна нацелена общая военная концепция Америки. Если брать другой классификационный признак, такой как качество, то тут нельзя выделить явного лидера. Это обусловлено высоким техническим потенциалом обеих стран.
Лодки оперативно-тактического характера США
Чем опасен подводный флот США, так это именно субмаринами такого типа. На базе американских военно-морских сил находится пятьдесят девять моделей такого типа. Большая их часть (а это тридцать девять суден) поступили на баланс еще в семьдесят шестом году прошлого столетия. Они носят название «Лос-Анджелес» и относятся к третьему поколению. По типу вооружения они относятся к смешанному типу. В их состав входят противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды. В перспективе планируется постепенно выводить эти судна из оборота и заменять их более новыми моделями. Планируется осуществить такую модернизацию до тридцатых годов.
Ставка делается на лодки четвертого поколения. Именно ими собираются заменить «Лос-Анджелес». К ним относятся такие модели, как «Вирджиния» и «Морской волк». Последняя была разработана еще в девяностых годах. Её построение стоит четыре с половиной миллиарда долларов. Но цена оправдана техническими параметрами. Она оснащена мощным комплексом из крылатых ракет и торпед. Также её особенностью является низкий уровень издаваемого шума. С выпуском каждой модели лодка становится все совершеннее. Однако сравнение подводного флота России и США (2017) дает право говорить, что отечественный «Ясень» ничем не уступает «Морскому волку» первой серии.
Американское преимущество
Подводный флот США и России на 2016 год отличается не только количественным составом, но и поколениями моделей. Американская подводная лодка «Вирджиния» была спроектирована гораздо позже, чем «Морской волк». Но, несмотря на это, по техническим характеристикам «Сивулф» гораздо опережает своего последователя. Если сравнивать обе эти американские модели с отечественным «Ясенем», то он находится где-то между ними. Отличительной особенностью и преимуществом российской субмарины является качество вооружения. Крылатые ракеты «Калибр» по своей эффективности являются гораздо лучше американского «Томагавка».
Среди российских моделей на уровне лучших американских лодок находится лишь «Северодвинск». Но он только один, хотя проектом предусмотрено возведение еще трех. Но к тому моменту, когда они будут построены, Америка перейдет на новый этап развития.
Дизельные модели
Подводный флот России (фото ниже) представлен мощным комплексом дизельных моделей. Этим и отличается отечественный сектор от американского. В Соединенных Штатах от выпуска лодок этого типа отказались еще в середине прошлого столетия. В России такие субмарины не только не собираются снимать с баланса, но и продолжают их активно выпускать и совершенствовать. Большая часть суден такого типа представляет собой модернизированную модель «Варшавянка». По своей техничности они уступают атомным лодкам, но по вооружению – нисколько.
В перспективе планируется запуск дизельного судна «Калина». Его отличием является двигатель, работающий без кислорода. Такая модель может находиться в подводном пространстве около месяца, и ей не нужно будет всплывать.
Итак, ВМС США сейчас находятся на пике развития. Военно-морской флот России же несколько отстает в качественном смысле, хотя в настоящее время ведется активная исследовательская работа по нескольким направлениям. Правда, пока неизвестно, какая именно разработка окажется наиболее удачной.