Почему "ЦентрОбувь" закрывает магазины в России? Почему закрыли "ЦентрОбувь" в Москве, в Томске, в Екатеринбурге?
Еще в 2015-2016 гг. многие покупатели были обеспокоены тем, что рынок обуви эконом-категории стал неуклончиво уменьшаться. Более всего наших соотечественников волновал вопрос: "Почему "ЦентрОбувь" закрывает магазины в России?" В этой статье мы постараемся дать детальный исчерпывающий ответ.
"ЦентрОбувь": краткая справка
Итак, из-за чего же так велик интерес к этой торговой компании? "ЦентрОбувь" считалась крупнейшей в РФ сетью по продажи обуви и аксессуаров. Корпорация работает под двумя брендами - Centro и "ЦентрОбувь". По официальным сведениям, она зарегистрирована на Plazia Consulting Ltd, находящейся на Кипре, которой принадлежат 99,9 % акций. Нужно отметить, что акционерами "ЦентрОбуви" также являются и россияне - Дмитрий Светлов и Анатолий Гуревич. Данные граждане владеют 0,06 % и 0,14 % ценных бумаг соответственно.
Компания была открыта в 1992 году. В 2011 г. она расширилась до 598 магазинов "ЦентрОбуви" и 148 точек Centro. Они приносили владельцам годовую прибыль в 30 млрд рублей. А в 2013 г. общее число отделений корпорации на территории РФ увеличилось до 1,2 тысяч.
Что касается дальнейших доходов корпорации, то на пике своей успешности - в 2014 году, они составляли 34,1 млрд рублей. Чистой прибылью можно было назвать 146,8 млн рублей. 95 % магазинов непосредственно распоряжалась компания, а 5 % были в собственности у владельцев франшизы.
"ЦентрОбувь" стала фаворитом россиян из-за одного весьма привлекательного фактора: в сети ее магазинов был представлен богатый ассортимент недорогой обуви в духе самых новейших веяний моды, но при этом и соответствующего цене качества. Невысокая стоимость объяснялась тем, что ввоз продукции в Россию происходил по "серым" и "черным" схемам, минимизирующим затраты на таможню. Но почему же закрывают "ЦентрОбувь"?
Кризис, проблемы и иски
Как и у многих других компаний, чьи доходы зависели от отношения курса доллара к рублю, у "ЦентрОбуви" начались проблемы уже в том же 2014 году. В первую очередь это привело к тому, что корпорация не смогла полностью реализовать свою главную задачу: "раскрутиться" до гигантских оборотов, выйти на IPO (первая публичная продажа акций), реализовать свои ценные бумаги и покинуть бизнес.
Почему закрыли "ЦентрОбувь" в Москве, Петербурге и других городах? Основной причиной являются непомерные долги компании, которой пришлось повысить цены на свою низкосортную продукцию. Этим она существенно "срезала" свою привлекательность - в Centro приходили именно за симпатичной, модной, но дешевой обувью. Как следствие - спрос в натуральном выражении снизился на 20% (2015 год), а в денежном - на 10% (0,55 трлн рублей). У "ЦентрОбуви" образовались долги перед китайскими производителями, российскими арендодателями, проблемы на таможне. Результатом стало "сворачивание" точек продаж.
Таким образом, крупнейший продавец обуви в России оказался в 2014-2015 гг. на грани банкротства. С первых дней 2015 года от его контрагентов и арендодателей поступило 160 исков на общую сумму 230 млн российских рублей, в т.ч. перед "Сбербанком", ВТБ, "Газпромбанком". Оттого и становится ясно, почему закрыли "ЦентрОбувь" в Екатеринбурге, Москве, Томске и иных городах. Приведем для примера некоторые суммы из судебных исков:
- от логистической компании Itella: 24 млн рублей;
- от "Московского кредитного банка" и "Сандорини": 4,09 млн рублей;
- от "Рязань Шопинг Молл Лимитед": 5 млн рублей;
- от сети "Остров": 3 млн рублей и т.д.
По сведениям "СПАРК-Интерфакс", вся сумма долговых обязательств обувной корпорации в конечном счете превысила 25 млрд рублей, из которых долгосрочных - 15,3 млрд руб., а краткосрочных - 10,1 млрд руб. В мае 2016 года в отношении владельцев Centro и "ЦентрОбуви" было возбуждено уголовное дело по ст. 159, п.1 УК РФ. Они обвиняются в мошенничестве в среде кредитования.
В сложившейся ситуации не повезло не только одной "ЦентрОбуви". По отношению к прошлому году в 2015 г. общее число продаж одежды и обуви уменьшилось на 42 %. Денежные потери продавцов составили 523,4 трлн рублей (19 % от нормального оборота).
Почему закрыли "ЦентрОбувь": статистика
По общим сведениям, в 2015 году "ЦентрОбуви" пришлось закрыть 250 своих торговых точек в РФ, а за первый квартал 2016 года - порядка 100. В Санкт-Петербурге осталось три магазина из 33, в Челябинске - восемь, в Омске закрыто 6 магазинов и т.д. Однако даже после этого корпорация остается лидером на российском обувном рынке.
Хоть представители "ЦентрОбуви" говорят, что закрытие их торговых точек - явление временное, в это верится с трудом. По подсчетам продавцов в этой сфере? цена на импортную обувь в условиях кризиса возросла на 20-25 %. А это значит, что даже самая дешевая пара балеток из Centro вряд ли когда-то будет стоить 299 рублей - как в былые времена.
Ситуация за рубежом
Говоря о том, почему закрыли "ЦентрОбувь" в России, нельзя не коснуться положения дел компании и в других странах. Готовясь к предстоящей публичной продаже своих акций, владельцы корпорации открыли свои точки также и в ряде иных государств. Однако нигде "ЦентрОбувь" не получила успеха, равного российскому. В основном магазины из-за отсутствия спроса закрывались через несколько лет. В Польше "ЦентрОбувь" впустую потратила порядка 170 млн долларов на кампанию по "раскрутке" своих магазинов.
До недавнего времени более-менее сносно дела обстояли только в бывшей советской республике - на Украине. В этой стране развитием сети с 2011 года занималась некая компания "Трейдшуз". Однако кризис коснулся и украинского сегмента обувного рынка - спрос на продукцию снизился на 30-50 %, а количество магазинов "ЦентрОбуви" в результате этого снизилось со 150 (2015 г.) до 100 (2016 г.)
Официальный ответ руководства
На вопрос "Почему закрыли "ЦентрОбувь" в Томске, Екатеринбурге, Новосибирске, Москве и других городах?" представители корпорации отвечают, что этот процесс связан с плановой оптимизацией торговой сети. Они постоянно анализируют доходность всех своих отделений и закрывают наиболее нерентабельные.
Саму ситуацию владельцы не считают страшной для себя - количество закрывшихся российских магазинов ничтожно для их сети. В долгах перед арендодателями "ЦентрОбувь" винит последних - собственники торговых площадей в условиях кризиса существенно повысили стоимость аренды.
Настоящее время и прогнозы
Прогнозы экспертов о скором банкротстве "ЦентрОбуви" не оправдались. Торговые точки корпорации, пусть и в меньшем количестве, так же функционируют в ряде российских городов. Кризис на обувном рынке был явлением временным.
На рынке дешевой обуви у Centro появился новый серьезный конкурент - торговая сеть Kari. Однако владельцы "ЦентрОбуви" не считают, что эта компания обойдет их по числу магазинов и доступности продукции.
Почему закрыли "ЦентрОбувь" в вашем городе? Виной тому оказался кризис, а вместе с ним повышение стоимости импортной обуви, что спровоцировало снижение спроса на нее. Как результат - компания оказалась в долгах, принудивших ее точечно ликвидировать свои магазины.