Загадки-сравнения. В чем их преимущества перед обычными загадками?
Загадки-сравнения были и остаются достаточно популярными. Примечательно, что вообще всевозможные задачки активно используются для развития как совсем еще маленьких, так и школьного возраста детей и подростков. Принято считать, что загадки-сравнения помогают развивать у ребят такие важные качества, как воображение и логика. Вероятно, именно это делает их особенно популярными. Родители часто загадывают их детям, одновременно развлекая и развивая малышей.
Что же такое загадка?
Загадка – это вопрос, на который нужно ответить. Но он не требует глубоких познаний в каком-либо виде деятельности или науки. Чаще всего загадки-сравнения для детей могут описывать (сравнивать) те вещи или явления, которые встречаются повсеместно, но открывая их с другой стороны.
Также загадку такого рода можно охарактеризовать как логическую задачу, которая требует решения. Плюсы ее в том, что ребенок участвует в отгадывании с интересом. Это обусловлено стихотворной или забавной формой построения самого вопроса. И чаще всего обычные загадки и загадки-сравнения можно увидеть в форме стихотворения с простой рифмой, что позволяет их быстро запоминать. Такого рода вариант текста позволяет привлечь внимание малыша, заинтересовать его.
Загадки: про сравнения и их особенности
Достаточно сложно определить, какие именно загадки можно считать сравнением. Традиционно выделяют два варианта таких логических задач:
- Противопоставления. Здесь активно используются частица «не» и союзы «а» и «но». То есть возможен вариант, который знаком многим: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». В данном случае замок, который закрывает дверь, сравнивается с животным. Но идет это сравнение от обратного - берется характеристика, которая присуща собаке (охрана входной двери, ведь собаки часто используются в качестве сторожей), и отыскиваются те черты, которые не совпадают. То есть слова о лае и укусах должны увести ребенка от мысли о животном.
- Сравнение с иными предметами. Здесь просто берется качество, схожее с другим предметом. Так, загадка про кузнечика говорит, что он, как трава, зеленый, а играет, как скрипач. Здесь нет отсылки на различия насекомого и иного предмета. Наоборот, были найдены схожие черты. Такой пример загадки-сравнения показывает, что в данной группе задачек выбирают те предметы, явления, которые имеют общие черты. То есть кузнечик имеет цвет травы, при этом звуки, которые он издает, традиционно сравнивают с игрой на скрипке.
В чем плюс загадок со сравнениями?
В чем же преимущества загадок, которые содержат в себе сравнения с другими вещами или предметами? Подчеркнем, что в данном варианте ребенок получает двойную пользу. Он не только видит те черты, которые присуще загаданному предмету, но и понимает, что из них можно отнести к другому. Так, в уже упомянутом примере про кузнечика малыш может выбрать отдельные строки и дополнительно закрепить информацию о цвете травы или же о музыкальных способностях скрипачей.
Если же родители поторопились и задали загадку, которую малышу еще рано отгадывать, так как ребенок еще не знаком с какими-то явлениями, то они могут тактично объяснить, что означает то или иное сравнение, а уже затем вместе с ребенком приступить к поиску ответа.
Составление загадок с детьми
Также, чтобы ребенок получил разностороннее развитие, можно попробовать с ним составить собственные загадки-сравнения. Этот вариант достаточно прост, но требует повышенного внимания со стороны родителей. В первую очередь, нужно выбрать предмет, который предстоит загадать. Например, остановиться на мячике. Можно рассмотреть его вместе с ребенком и обсудить, что он делает, на что похож и с чем его можно сравнить.
Одна их характерных черт мяча – это прыгучесть. Вот тут стоит вместе с малышом вспомнить, кто или что еще может прыгать. В первую очередь, в памяти возникнет заяц, иногда могут появиться и более интересные ассоциации, например, кенгуру, кузнечик, мошка. То есть первая часть загадки уже готова.
Вторая часть может быть посвящена форме мяча. То есть это круглый пирожок, пончик, колобок и так далее. Теперь можно собрать загадку вместе. Может получиться два варианта:
- Прыгает, а не зайчик, круглый, но не колобок.
- Прыгает, как зайчик, он, круглый, словно солнышко.
Это два варианта загадок-сравнений, которые обязательно понравятся малышу, тем более что он сам участвовал в их составлении.