Лиссабонский договор

ЕС, являясь самым крупным политическим центром, имеет в своём составе на сегодняшний день 27 государств. Однако в 2004 году, когда он насчитывал только 25 государств, он стал неуправляемым и начал терять свою демократичность. Поэтому в то время остро встал вопрос о принятии Конституции для Европейского Союза. Несколько лет его разработки позволили получить весьма демократичный Закон, который впоследствии должен был быть подписан всеми странами-участниками. Но подписали его только 18 государств. Поэтому большую часть норм закона необходимо было либо исключить, либо внести в них поправки.

Новый документ о реформах  имел название «лиссабонский договор», он не использовал слово «Конституция» и был подписан 13 декабря 2007 года в столице Португалии всеми двадцатью семью государствами, входящими в состав Евросоюза. Таким образом, данный договор заменил собою старую Конституцию Европейского Союза и имел цель реформации системы управления Евросоюзом, а также стал основой для функционирования ЕС в ближайшие двадцать лет.

 Лиссабонское соглашение закрепило равновесие между интересами и целями стран-участников ЕС, придав, таким образом, последнему статус «великой державы».

Текст данного договора внёс изменения в основные три документа Европейского Союза: Римский договор, Маастрихтский и Договор по атомной энергетике. Правовой базой Союза становятся два обновлённых акта: ДЕС и ДФЕС, оба они имеют равную юридическую силу.

ДЕС включает основные задачи и цели, устои и принципы ЕС. В нём описаны методы сотрудничества стран-участников, а также расписана внешнеполитическая деятельность Союза и политика его безопасности. ДФЕС рассматривает направление политики ЕС, его свободу, законность и безопасность, а также систему регуляции внешних связей, финансов.

 Лиссабонский договор имеет ещё ряд протоколов, которые образуют неотъемлемую часть основных договоров. Так, они или разъясняют положения договоров, или формируют позицию определённых государств по различным вопросам. Кроме того, данный Договор систематизирует принцип компетентности, то есть, Европейский Союз не имеет права выходить за пределы компетенции, которую ему предоставляют страны-участники.

Также лиссабонский договор предусматривает трёхуровневую систему управления Евросоюзом, которая состоит из институтов, имеющих властные полномочия, иных органов, которые создаются исходя из решений институтов, и, так называемых, учреждений.

В институты добавились две структуры: Совет, являющийся высшим органом политической власти, и Центральный Банк. Совет имеет президента, который избирается на два с половиной года, а также Верховного представителя ЕС по политике безопасности и иностранных дел. Число входящих в Совет депутатов не должно превышать семьсот пятьдесят один.

Лиссабонский договор предусматривает то, что три государства образуют, так называемое, Председательство Совета, должность эта занимается на 18месяцев.

Государства- участники имеют право между собою заключать договора в том случае, когда они не будут противоречить соглашениям, которые подписаны Евросоюзом или не будут выходить за пределы его компетентности.

Таким образом, лиссабонская конвенция дала возможность Евросоюзу определять и проводить внешнюю политику и политику безопасности, в том числе заниматься вопросами функционирования внутреннего рынка и таможенного союза, коммерческой, экономической, территориальной и социальной политики. Кроме того, ЕС имеет право заниматься вопросами энергетики, правопорядка, транспорта, проблемами окружающей среды и здоровья и многими иными вопросами. ЕС обязуется оказывать помощь и поддержку всем государствам-участникам в вопросах образования, культуры, туризма и медицины.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.