Эластичность спроса

Спрос выражает платежеспособное желание потребителей покупать товары по определенным ценам. В основе этого желания лежит понятие предельной полезности товара (увеличение полезности при потреблении каждой приобретенной единицы товара). На спрос оказывает прямое влияние покупательская способность потребителя. При различных уровнях цены потребители могут приобрести разное количество товара. Чем цены выше при сохранении всех прочих условий, тем ниже спрос, и наоборот.

Эластичность спроса отражает степень чувствительности спроса на товары к изменению разных факторов (цены, доходов людей и т.д.). Если спрос на товар сильно зависит от изменения, к примеру, цены на него, то его называют эластичным, если цена никак не сказывается на спросе, то его называют неэластичным.

Выделяют виды эластичности спроса:

1. Эластичность по цене. Коэффициент этого показателя рассчитывается как соотношение процента изменения спроса к проценту изменения цены. При изменении цены спрос может быть эластичным, неэластичным или иметь единичный показатель.

Такая эластичность зависит от степени необходимости товара, количества товаров-заместителей и фактора времени.

2. Эластичность по доходу. Коэффициент равняется отношению изменения спроса к изменению (уменьшению или росту) дохода покупателей в процентах. Показывает, насколько изменяется объем спроса на товар при изменении доходов потребителей на 1%. Коэффициент может быть положительным и отрицательным.

В зависимости от того, как влияет изменение доходов на спрос, различают такие группы товаров: высшей категории (качественные товары) - спрос растет соразмерно росту доходов; низшей категории (дешевые некачественны товары ) – наоборот; товары первой необходимости (объем их потребления практически не зависит от изменения доходов).

3. Перекрёстная эластичность спроса. Коэффициент показателя определяется отношением изменения спроса на товар вида одного (Х) к изменению спроса на товар другого вида (У). Если коэффициент больше единицы, то товары взаимозаменяемы, если меньше, то они взаимодополняемые; в случае если равен нулю, значит, товары сопряженные.

На эластичность спроса влияет ряд таких факторов:

  • Фактор времени. При наличии времени на принятие решения о покупке спрос на товар становится более эластичным.
  • Заменимость. Если товар имеет качественные заменители, то эластичность спроса на него всегда будет высокой. К примеру, спрос на инсулин никогда не будет эластичным, независимо от цены на него, потому что лекарство жизненно необходимо людям, больным сахарным диабетом.
  • Доля, которую в расходах покупателей занимает товар. Чем она больше, тем более эластичным будет спрос. При равномерном росте цен потребитель скорее откажется от покупки автомобиля, чем канцелярских принадлежностей. Потому что ручки покупаются гораздо чаще.
  • Реклама и маркетинг. Чем более узнаваем товар благодаря хорошей рекламе, упаковке и прочим признакам, тем более лояльно к нему отношение потребителя и менее эластичен спрос на него.
  • Предметы роскоши или первой необходимости. На первую группу товаров (золото, драгоценности, дорогие автомобили) спрос всегда более эластичен, чем на вторую (продукты, бытовая химия).
  • Личные предпочтения и вкусы потребителей также существенно влияют на степень, которую имеет эластичность спроса.

Точечная эластичность спроса – это показатель, измеренный в одной точке кривой спроса, который является постоянным вдоль всей линии. Это показатель чувствительности спроса к изменению любых других показателей.

Таким образом, эластичность спроса – реакция данного показателя на изменение предложения или прочих значимых факторов. Измеряется коэффициентом эластичности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.