Введение в основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Один из основных документов современной Московского Патриархата Русской Православной Церкви называется "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". В этом обширном документе, принятом Освященным Архиерейским Собором, определяется основное направление развития отношений церкви с государством и обществом, а также указывается на возможность участия церковной общины в решении острых проблем, существующих в обществе.

основы социальной концепции русской православной церкви

Социальная концепция Русской Православной Церкви

В этом основополагающем документе признается не только мистическая составляющая церкви, но и ее формальная структура, развивавшаяся в конкретных исторических обстоятельствах на протяжении нескольких столетий.

Так как современная церковь является еще и общественной организацией, а значит, вынуждена регулярно вступать в отношения с другими сообществами и государственными институтами, то предполагается, что они должны регулироваться "Основами социальной концепции Русской Православной Церкви".

Документ состоит из шестнадцати глав, каждая из которых раскрывает базовые принципы, обозначающие позицию церкви по определенным вопросам:

  • Основные богословские положения.
  • Церковь и нация.
  • Церковь и государство.
  • Христианская этика и гражданское право.
  • Политика и церковь.
  • Труд и его плоды.
  • Собственность.
  • Война и мир.
  • Преступность, наказание, исправление.
  • Вопросы личной, общественной и семейной нравственности.
  • Вопросы здоровья личности и народа.
  • Проблемы биоэтики и научных исследований.
  • Экологические проблемы.
  • Внецерковные наука, культура, образование.
  • Церковь и светские СМИ.
  • Церковь в системе международных отношений. Глобализм и секуляризация.

социальная концепция русской православной церкви

Церковь, нация и государство

В своих отношениях с государством церковь исходит из того, что в современном испорченном грехом мире без контроля над обществом со стороны государства не обойтись, и утверждает в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", что подобное положение вещей благословляется Богом.

В тоже время церковь не только признает необходимость подчинения верующих государству, но и обязывает членов церкви молиться за государство и его правителей. Отдельно указывается на то, что анархия - безвластие - является нежелательным состоянием для христианина, и его следует всячески избегать, а стремление к установлению такого порядка и призывы к нему являются грехом.

Что касается отношений церкви и нации, то отношения с ней церковь строит, основываясь на образе, почерпнутом из ветхозаветных книг, в которых описывается взаимодействие народа и Бога. Здесь стоит напомнить, что ветхозаветное еврейское государство было классической теократией, что в современных условиях невозможно представить.

основные концепции русской православной церкви

Труд и собственность в "Основах социальной концепции"

В современном капиталистическом обществе вопрос о собственности стоит как никогда остро, и церковь не может игнорировать проблемы, возникающие в этой связи. Разумеется, в идеале отношения человека и его собственности должны регулироваться евангельскими принципом любви к ближнему, который лежит в основе любых общественных взаимоотношений.

В основе отношения церкви к собственности лежит представление о том, что все блага, которыми располагает человек, принадлежат Всевышнему, а значит, люди являются лишь временными пользователями, о чем неоднократно сообщается в Евангелиях.

Одновременно с этим "Основы социальной концепции РПЦ" указывают на то, что человек, согласно Библии, должен избегать стремления к чрезмерному обогащению, ведь человеческая жизнь не зависит от накопленных им благ.

Война и мир в понимании РПЦ

В своем отношении к войне христианство исходит из представлений, что она является проявлением одного из самых страшных духовных недугов человека - братоубийственной ненависти, а значит, отношение к ней не может быть положительным.

Однако имеются исключения, когда церковь может благословлять правителей на военные действия. Обычно в таких случаях речь идет об обороне и защите нации, а также помощи христианской общине.

При этом в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сообщается, что современные нормы международного права, ограничивающие применение насилия в международной политике были бы невозможны, не окажи на них воздействие духовное руководство христианства.

основы социальной концепции рпц

Преступление и наказание в христианском понимании

Проблемы преступления, искупления вины и прощения являются для христианина основополагающими и не могли не быть упомянуты в основах социальной концепции РПЦ.

Христианство призывает своих последователей быть законопослушными гражданами и любить своего ближнего. Но церковь также признает, что часто бывает недостаточно одного лишь духовного наставления, и для профилактики преступлений признает необходимость государственного вмешательства, которое проявляется в создании правоохранительных органов.

Однако она требует внимательного и человеческого отношения к людям, подозреваемым в совершении преступления. Основная концепция Русской Православной Церкви по этому вопросу состоит в том, что агрессивное и жестокое отношение к подозреваемому или преступнику не будет способствовать его исправлению, но лишь утвердит его на этом греховном пути.

Православие и право

За двухтысячелетнюю историю церковью и государством были выработаны самые разные способы взаимодействия, которые колебались от полного подчинения светского правителя предстоятелю до лишения церкви даже минимального уровня самоуправления, как было в петровской России, когда церковь подчинялась правителю страны.

В современном мире в каждом государстве имеются собственные нормы, регулирующие границы церковного самоуправления и финансирования церковных организаций. В каких-то странах христианские общины самостоятельно финансируют свою деятельность, в каких-то происходит финансирование церковных организаций через систему государственных заказов на выполнение социально важных работ.

Однако в любом случае во всех европейских странах, кроме Ватикана, церковь отделена от государства, и светский характер европейских республик не подлежит пересмотру, несмотря даже на значительный процент христианского населения в них.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.